Вести

Увеличение социальных обязательств государства неминуемо приведет к экономическому кризису в стране. Такое мнение высказали аналитики Центра развития информационного общества (РИО-Центр) в рамках подготовки одного из сценариев социально-экономического развития страны на период с 2008 по 2016 год, пишет в четверг Газета GZT.ru.

Политологи, экономисты, ученые и представители бизнеса, объединившиеся под эгидой РИО-Центра, намерены в 2007 году, накануне президентских выборов, предложить руководству страны 12 возможных путей развития России. Прогнозы будут учитывать все возможные аспекты: высокие и низкие цены на нефть, благоприятную и неблагоприятную политическую обстановку, повышение и понижение налогового бремени.

Выяснилось, что повышение рождаемости в ближайшие годы, в отличие от ожиданий, может далеко не лучшим образом сказаться на экономическом положении страны.

По словам вице-президента РИО-Центра Алексея Волина, если предположить, что в ближайшее время все женщины детородного возраста, учитывая пожелания и обещания президента, решатся родить ребенка, то в 2015 году этим детям должно исполниться 8 лет. На сегодняшний день в России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего. В 2015 году, если рождаемость все же повысится, на одного работающего будет приходиться 1 пенсионер и несколько детей. Но и это еще не все. В стране по разным причинам постоянно увеличивается количество инвалидов. В среднем инвалидность в самом трудоспособном возрасте приобретают около 1 миллиона человек в год. Уже сегодня пенсию по инвалидности получают 13 миллионов человек. Учитывая существующую динамику, можно прогнозировать, что в 2015 году их число возрастет до 20 миллионов. Выплата пенсий по старости, инвалидности, обещанных детских пособий может привести к тому, что государство просто перестанет справляться с социальными обязательствами, считают эксперты.

Аналитики РИО-Центра считают, что для разрешения этой ситуации необходимо радикальное повышение производительности труда. Достичь этого можно, лишь проведя полную структурную реформу промышленности. На деле это будет означать закрытие большинства убыточных производств. Но и сегодня только треть предприятий в стране рентабельна. В результате россияне получат еще один кризис. Причем реформы по болезненности для большинства граждан страны могут сравниться лишь с шоковой терапией Егора Гайдара, считает Алексей Волин.

Егор Гайдар написал книгу об опасностях, подстерегающих Россию

Егор Гайдар в четверг представит свою книгу об опасностях, которые подстерегают постимперскую Россию. В тоске по былому могуществу бывшие метрополии пытаются вернуть колонии, бездумно проедают сырьевые доходы и чрезмерно централизуют власть - все это, по мнению Гайдара, может привести к экономическому краху. Эксперты согласны с тем, что опасность существует, но надеются, что стране удастся ее избежать, пишет газета "Ведомости".

Советский Союз распался уже 15 лет назад, но постимперская ностальгия не ослабевает, пишет в книге "Гибель империи. Уроки для современной России" Егор Гайдар, в прошлом и.о. премьер-министра, а сегодня директор Института экономики переходного периода. Империя не умирает в одночасье, а попытки реанимировать дорогие ее обитателям атрибуты подрывают экономическое развитие страны, тревожится он. Адаптация к утрате статуса великой державы - "непростая задача для национального сознания бывшей метрополии", констатирует Гайдар, а "эксплуатация постимперского синдрома - эффективный способ получить политическую поддержку", ведь продать избирателям концепцию мощного государства "так же легко, как кока-колу или памперсы". Движимые "постимперской ностальгией" метрополии делают ошибки трех типов: пытаются вернуть прежние колонии, увлекаются авторитаризмом и нерасчетливо тратят деньги.

В России в 1999-2000 годах к власти пришли озабоченные государственными интересами люди, налаживающие разрушенную за годы реформ экономическую жизнь, пересказывает Гайдар распространенный в общественном сознании миф. Новая формация чиновников, которой повезло с нефтяной конъюнктурой, наращивает социальные расходы бюджета, ведь "объяснить обществу, что государство не может выделить денег на ту или иную реальную потребность, потому что их нет, можно, когда деньги есть - сложнее".

Рост трат лишает государство устойчивости - если в 2009 году нефть подешевеет до еще недавно безболезненных для экономики 25 долларов за баррель, ВВП начнет падать, дефицит бюджета составит 7% ВВП, резервы Центробанка уменьшатся на 80 млрд долларов, а инфляция достигнет 40%, прогнозирует Гайдар, сожалея, что Россия, как ранее СССР, ничего не делает, чтобы избавиться от нефтяной зависимости.

А раздавать деньги для власти тем важнее, чем более она авторитарна (борьба с демократией - симптом того же постимперского синдрома), пишет Гайдар. Еще в 2000-2002 годах в России существовали независимый парламент, СМИ, предпринимательские союзы и выборные губернаторы, вспоминает Гайдар. Теперь их заменила авторитарная конструкция - стабильная до первого экономического кризиса, когда от общества нужна не молчаливая покорность. "Это резко ограничивает возможности маневра именно тогда, когда они больше всего нужны".

Избежать экономического кризиса поможет только чудо, соглашается с Гайдаром ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев: "Нефть проникает в мозги и разъедает их изнутри, приводя к популистской политике, не учитывающей макроэкономических ограничений".