Министерство внутренних дел Чечни подключилось к расследованию нападения на журналистов и правозащитников в Ингушетии, совершенное 9 марта и вызвавшее широкий общественный резонанс в России и за границей. Об этом сообщил журналистам глава МВД Чечни Руслан Алханов.
"Мы работаем по отдельным поручениям МВД Ингушетии, которое проводит расследование", - цитирует его "Интерфакс".
В свою очередь, руководитель МВД Ингушетии Александр Трофимов заявил, что положительно оценивает перспективы раскрытия этого преступления, хотя в деле пока нет даже подозреваемых, передает агентство.
"Сейчас, наверное, еще преждевременно говорить, раскрыто или не раскрыто преступление, пока конкретных лиц, конкретных подозреваемых немогу назвать. Но мы очень плотно работаем, и я думаю, что перспектива к раскрытию, безусловно, есть", - заявил Трофимов. Он добавил, что розыск возможных причастных к этому нападению ведется на всей территории РФ.
Сроки расследования нападения, которое квалифицировали как "хулиганство" (ст. 213) и "умышленное уничтожение имущества" (ст. 167) УК РФ, пока не определены, продолжил глава МВД Ингушетии. "Пока точно с определенностью сказать, что это было и каковы мотивы - сказать сложно. Как только у нас появятся конкретные мотивы и конкретные люди, мы проинформируем", - цитирует его ТАСС.
"На след нападавших мы выйдем рано или поздно, - заверил Трофимов. - Дело стоит на контроле у министра и у президента, но какие-то сроки по раскрытию преступления ставить неправильно".
Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин в связи с "хулиганским" нападением на правозащитников и журналистов в Ингушетии поручил МВД выяснить всеобстоятельства произошедшего и дать правовую оценку.
После этого глава МВД РФ Владимир Колокольцев взял это дело на особый контроль и поручил министру внутренних дел Ингушетии принять исчерпывающие меры к розыску и задержанию подозреваемых.
Громкое нападение сводят к банальному хулиганству и грабежу
Нападение на автотранспорт с журналистами и правозащитниками из сводной мобильной группы общественной организации "Комитет по предотвращению пыток" (КПП) было совершено вечером 9 марта в районе административной границы Ингушетии и Чечни. По словам пострадавших, около 20 неизвестных в масках напали на микроавтобус в районе станицы Орджоникидзевская. Пассажиров избили, затем высадили их из автобуса, перевернули и подожгли его.
В результате нападения пострадали норвежский журналист Ойстен Виндстад, корреспондент Шведского радио Мария Перссон Лефгрен, Александрина Елагина из The New Times, журналист "Медиазоны" Егор Сковорода, блогер Михаил Солунин, сотрудничавший с "Коммерсантом" журналист Антон Прусаков, юрист Екатерина Ванслова, пресс-секретарь КПП Иван Жильцов и водитель Башир Плиев. Четверых пострадавших, включая иностранных журналистов, госпитализировали.
12 марта в пресс-службе МВД Ингушетии сообщили о возбуждении еще одного уголовного дела, связанного с этим нападением, - по ч. 2 ст. 162 ("Нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное группой лиц, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия") УК РФ. Днем позднее в ведомстве уточнили: по заявлениям пострадавших, у них отняли два мобильных телефона, 1000 евро и 250 долларов.
Между тем, по данным СМИ, журналисты ехали в Грозный, чтобы собрать материал о похищениях и пытках людей в Чечне. По словам водителя автобуса, более других пострадавшего при нападении, злоумышленники говорили на русском языке с сильным акцентом, называя журналистов и правозащитников пособниками террористов.
При этом глава КПП Игорь Каляпин увидел в этом нападении "почерк" чеченцев. Возглавляемая им организация вела активную деятельность по мониторингу соблюдения прав человека в Чечне, чем навлекла на себя критику главы региона Рамзана Кадырова. Офис организации в Грозном неоднократно атаковали, громили и поджигали. При этом полиции до сих пор не удалось найти участников этих погромов.
В свою очередь, чеченский омбудсмен Нурди Нухажиев заявил, что нападение могло быть спланированной акцией правозащитника Каляпина.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров расценил инцидент как провокацию. По его словам, расследование этого происшествия в кратчайшие сроки - "дело чести для правоохранительных органов".
Нападение на штаб-квартиру КПП в Карабулаке расследовать не стали
Также стоит отметить, что вскоре после того, как в СМИ появилась информация о нападении на машину с журналистами и правозащитниками, другая группа неизвестных вооруженных людей напала на штаб-квартиру правозащитников из КПП, расположенную в ингушском городе Карабулак.
Однако в республиканском МВД ответили, что к ним официального заявления о нападении на офис правозащитников не поступало. "Наша группа выезжала в селение Яндари в новый микрорайон, где, предположительно, находилась снимаемая Комитетом по предотвращению пыток частная квартира, - сообщили ТАСС в ведомстве. - Квартира закрыта, там никого нет. Входная металлическая дверь имеет следы попыток взлома".
"Попытка взлома наверняка была, но самого проникновения в офис не было", - подчеркнул источник агентства в правоохранительных органах республики.