Европейский суд по правам человека оставил без удовлетворения жалобу следователя МВД России Павла Зайцева, который в свое время расследовал громкое дело "Трех китов". Как сообщили источники в судебных органах,Страсбургский суд посчитал неприемлемой жалобу следователя, которыйсчитает, что были нарушены его права на справедливое правосудие.
Напомним, в 2000-м году на основании материалов Государственноготаможенного комитета Зайцев возбудил уголовное дело о контрабанде мебели, реализуемой в торговых центрах предпринимателя Сергея Зуева "Три кита" и "Гранд". По данным ГТК, экономический ущерб от контрабанды мебели и еереализации в этих магазинах в 1999-2000 годах составил не менее $8 млн.7 мая 2001 года Генпрокуратура прекратила это дело, а 20 декабря 2001года уголовное дело было возбуждено в отношении самого следователя СКМВД Зайцева за превышение полномочий.
- Дело "Трех китов": контрабандные схемы
- История скандалов в правоохранительных органах из-за дела "Трех китов"
Он отрицал свою вину, утверждая, что в материалах, которыми располагал следственный комитет, были все основания для проведения расследования. В 2003 году он был приговорен к условному сроку, а судья Ольга Кудешкина, которая первоначально рассматривала дело, уволена. Зайцев оспорил свой приговор в Европейском суде по правам человека. Впоследствии по инициативе депутатов Госдумы расследование дела о фактах контрабанды мебели было возобновлено.
Между тем Зайцев сначала был оправдан Мосгорсудом, потом этотприговор был отменен Верховным судом РФ. При повторном рассмотрении делаМосгорсуд признал Зайцева виновным в превышении должностных полномочийи приговорил к двум годами условно. При этом суд освободил Зайцева от уголовной ответственности по части первой статьи 301 - "незаконное задержание" в связи с отказом гособвинителя от данной части обвинения.
Дело "Трех китов": контрабандные схемы
Как полагает следствие, в 2000 году руководитель фирмы ООО "СЭФ Транс" Андрей Саенко, гендиректор ООО "Альянс-95", а, по сути, фактический руководитель мебельных торговых центров "Гранд" и "Три кита" Сергей Зуев, гендиректор ООО "Альянс-96" Андрей Латушкин, главный бухгалтер московского представительства латвийской компании ООО "ФМ Группа" Ирина Подсотская и ее супруг Павел Подсотский (менеджер в этом же представительстве) организовали контрабандный канал поставки мебели в торговые центры "Гранд" и "Три кита".
Поставка осуществлялась через подставную фирму "Лига-Марс". По данным следствия, подозреваемые систематически ввозили в Россию мебель для дальнейшей реализации в торговых центрах "Три кита" и "Гранд" из Германии, Италии, Франции, Испании через подставного отправителя, занижавшего реальную стоимость товара.
В настоящее время следствие изучило представленные компетентными органами иностранных государств материалы по 50 партиям поставленного товара. Только в упомянутых партиях контрабандным путем в Россию было ввезено около 400 тонн мебели и других товаров, общей стоимостью 62 млн рублей. При этом, отмечается в сообщении Генпрокуратуры, не были уплачены таможенные платежи на сумму более 18 млн рублей. Всего количество поставок в адрес фирмы "Лига-Марс" составило 378. Работа по остальным поставкам продолжается.
Следствие подозревает Саенко, Зуева, Латушкина и супругов Подсотских в совершении контрабанды организованной группой в крупном размере и уклонении от уплаты таможенных платежей группой лиц в особо крупном размере (ч.4 ст. 188, пп."а", "г" ч.2 ст.194 УК РФ). Кроме того, Саенко, Зуев и Латушкин подозреваются в легализации контрабандных товаров в крупном размере организованной группой (ч.3 ст.174 УК РФ (в редакции от 09.07.1999 г.). "Следствие располагает данными о легализации ими контрабандной мебели и других товаров на сумму более 52 млн рублей", - отмечается в сообщении Генпрокуратуры. В ближайшее время арестованным будет предъявлено обвинение.
В 2006-м году, через шесть лет после начала следствия по "мебельному делу" Генеральная прокуратура России арестовала пять человек: Сергея Зуева, Андрея Саенко, Андрея Латушкина, супругов Павла и Ирину Подсотских. Как пояснил руководитель следственной группы, первый заместитель начальника отдела прокуратуры Ленинградской области Владимир Лоскутов, "избранная мера пресечения - взятие под арест пяти подозреваемых по делу - связана с тяжестью совершенных ими преступлений, а также в целях исключения возможности скрыться подозреваемым за границей".
Троих обвиняемых – Ирину и Павла Подсотских, а также главу автотранспортной компании Александра Белякова – следователи после года отсидки отпустили под подписку о невыезде. Зуеву, Латушкину, Саенко и Леладзе Мосгорсуд по ходатайству Генпрокуратуры недавно продлил срок содержания под стражей еще на три месяца, то есть до 13 сентября, указав, что на свободе они могут оказывать давление на свидетелей. Их адвокатов удивило, что судья одним постановлением продлил срок содержания под стражей сразу четверым подследственным, не разобравшись с каждым из них в отдельности. Адвокат Саенко Алексей Виноградов заметил по окончании заседания суда: "Ну вот, уже арестовывать стали списком".
Восьмой обвиняемый, бывший начальник отдела развития региональной сети банка "Центрокредит" Анатолий Мельничук, создавший, по версии следствия, в 1999 году по паспорту своего знакомого фирму "Лига Марс", в адрес которой из-за границы поступали десятки тонн контрабандной мебели, оставался на свободе с начала следствия.
Лоскутов также уточнил, что "длительные сроки расследования уголовного дела о контрабандных поставках мебели в торговые центры "Три кита" и "Гранд" были связаны с покровительством подозреваемых должностными лицами в правоохранительных органах".
История скандалов в правоохранительных органах из-за дела "Трех китов"
Как сообщалось, дело "Трех китов" прославилось не столько из-за собственно предмета расследования - масштабной контрабанды, сколько из-за целой серии сопутствующих скандалов в правоохранительных органах.
Изначально - летом 2000 года - его расследование начали сотрудники Государственного таможенного комитета (ГТК) и Следственного комитета (СК) при МВД, которые обнаружили на складах торговых центров 150 контейнеров с дорогой мебелью. Однако в ноябре 2000 года в расследование вмешалась Генпрокуратура, которая не только прекратила дело в отношении Зуева и его сотрудников, но и отправила на скамью подсудимых по обвинению в должностных преступлениях милиционеров и таможенников, инициировавших дело о контрабанде. И если начальника таможенной инспекции ГТК Александра Волкова и замначальника управления таможенного расследования и дознания ГТК Марата Файзулина суд оправдал, то следователь СК Павел Зайцев в конечном итоге был хотя и условно, но осужден.
В 2002 году по требованию Госдумы расследование "трехкитового дела" было возобновлено, и вести его по инициативе самого президента Путина было поручено "независимому" следователю Леноблпрокуратуры Владимиру Лоскутову.
После это четыре года никаких подвижек не происходило. Дело сдвинулось после отставки генпрокурора Владимира Устинова. Летом 2006 года были арестованы Зуев и несколько его предполагаемых соучастников - Саенко, Латушкин, Леладзе, супруги Подсотские и Беляков. Сейчас под стражей находятся только Зуев, Саенко, Латушкин и Леладзе. Супруги Подсотские и Беляков были отпущены под подписку о невыезде. Кроме того, под подпиской находятся Анатолий Мельничук и Павел Поляков.
Следователь Лоскутов тогда признал, что смог провести аресты лишь после смены руководства Генпрокуратуры, официально заявив, что все подозреваемые имели "большие связи в правоохранительных органах, которые препятствовали следствию". Последовавшие вскоре после этого отставки почти двух десятков высокопоставленных чинов из ФСБ, прокуратуры и ФТС многие связали именно с расследованием дела "Трех китов".
Следователь Лоскутов закончил следствие и передал дело в суд. После этого, как посчитали многие, был отправлен в почетную ссылку - назначен замруководителя управления Следственного комитета при прокуратуре по Ленинградской области.
Генпрокуратура отправила дело в Наро-Фоминск, где контрабандная мебель якобы проходила таможенную "очистку". Адвокаты сначала смогли убедить наро-фоминских судей, что дело должно рассматриваться в Петербурге, через который ввозилась мебель. Спор разрешил Мособлсуд, велевший рассматривать дело именно в Наро-Фоминске.