Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить жителю Чечни Ханбатаю Хамидову 157 тысяч евро в качестве компенсации материального ущерба и 15 тысяч евро – морального ущерба, передает РИА "Новости". Ханбатай Хамидов, 1954 года рождения, обвинял Россию в том, что в 1999 году при проведении антитеррористической операции российские силовые структуры заняли в чеченском селе Братское смежные участки земли и постройки, принадлежащие ему и его брату, и отказывались освободить их.
Из-за этого истец, его брат и их семьи были вынуждены провести зиму 1999-2000 года в лагере беженцев в селе Знаменское в тяжелых бытовых условиях. При этом племянник Хамидова в возрасте полутора лет скончался от воспаления легких.
Хамидов неоднократно обращался в российские судебные инстанции, чтобы вернуть собственность, однако его жалобы не были удовлетворены.
Страсбургский суд усмотрел в деле нарушение двух пунктов статьи 8 (неприкосновенность личной и семейной жизни) Европейской конвенции о правах человека, статьи 1 протокола 1 (защита собственности), а также двух пунктов статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство).
Дело Ханбатая Хамидова
Некоторые подробности дела Хамидова, интерес к судьбе которого проявило правозащитное общество "Мемориал", сообщала в 2001 году "Новая газета".
Село Братское Надтеречного района Чечни - всего в нескольких километрах от границы с Осетией, - писал обозреватель "Новой газеты" Вычеслав Измайлов. С 1997 по 1999 год местные бандиты под руководством Хусейна Ялхоева (кличка Пират) и Асланбека Эльснукаева (масхадовский бригадный генерал) специализировались на похищении людей из Моздока и других близлежащих населенных пунктов Осетии.
Среди похищенных были женщины, дети, а также сотрудники силовых ведомств, в частности, прапорщик МЧС Эдуард Миранов. Страдали от этих же бандитов и жители Чечни.
Так, многодетная чеченская семья Хамидовых (четыре брата с семьями, всего 24 человека, из них 16 детей) вынуждена была бросить свои дома в Братском с приходом в конце 1996 года к власти боевиков и скитаться по чужим квартирам за пределами республики до сентября 1999 года. Бандиты угрожали братьям убийством, пытались похитить членов семьи.
В сентябре 1999 года Хамидовы вернулись в Братское, но их дома и производственные помещения (мельница, пекарня), расположенные компактно, оказались заняты прикомандированным тамбовским отрядом патрульно-постовой службы (ППС) МВД РФ.Сначала Хамидовым обещали, что через месяц-два их дома освободят. Но милиционерам добротные помещения понравились и они не пожелали освобождать площадь. Все это время многочисленная семья вынуждена была проживать в палаточном лагере. Один ребенок в этих условиях заболел и умер. Куда только Хамидовы не обращались за помощью в возвращении жилья. Но ни администрация республики, ни правозащитные организации, ни Надтеречный районный суд, принявший 14 февраля 2001 года решение “выселить тамбовский ППС МВД РФ из всех незаконно занимаемых жилых и производственных помещений, принадлежащих Хамидову Ханбатаю и Хамидову Джабраилу”, для милиционеров не указ. Хамидовых ближе, чем на сто метров, к их домам не подпускали, решение суда игноровали.
"В любом цивилизованном обществе, к которому и мы себя относим, решение суда обязательно для всех. Но, как видим, это не так", - писала "Новая газета". Хамидовы обратились в администрацию президента России. Там незамедлительно сделали соответствующий запрос.
Вот ответ первому заместителю руководителя администрации президента РФ Дмитрию Медведеву (ныне – первый вице-премьер) заместителя министра юстиции — главного судебного пристава РФ Мельникова:“Сообщаем Вам, что срок разрешения жалобы Х. А. Хамидова по вопросу неисполнения решения Надтеречного районного суда Чеченской Республики от 14.02.2001 года, на основании которого надлежит выселить тамбовский ППС МВД из занимаемых помещений, находящихся на окраине с. Братское, принадлежащих братьям Хамидовым, продлен на 30 дней”.
"Этот ответ как насмешка. Он датирован 26 июня того же года.С какого дня отсчитывает замминистра 30 дней после решения суда от 14 февраля,А. Мельников не сообщает", - отметил Вячеслав Измайлов.
А 27 июня 2001 года датирован еще один документ. Это ответ первого заместителя начальника аппарата по обеспечению деятельности министра внутренних дел РФ А. Н. Орлова начальнику управления администрации президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан М. А. Миронову.“В настоящее время здания и сооружения, принадлежащие братьям Хамидовым, освобождены. Таким образом решение Надтеречного районного суда исполнено полностью.Заявитель и районный суд проинформированы”.
Спустя месяц после этого ответа Ханбатай Хамидов пришел в редакцию "Новой газеты" и сказал, что тамбовские милиционеры действительно уехали, но их заменил в домах Хамидовых сводный отряд тульской милиции.
"Конечно, Москва и президент России от Чечни далеко. Обмануть их легко. Тем более они и сами, бывает, обманываться рады (вспомните историю с расстрелом своими же подмосковского ОМОНа)", - напоминает обозреватель "Новой газеты".
Но вот что отвечает Ханбатаю Хамидову на официальном бланке от 13 июня 2001 года (исх. № 2063) первый заместитель командующего объединенной группировкой генерал-лейтенант (позже повышенный до генерал-полковника) В. П. Воротников:“Ваше заявление от 13.05.2001 г. на имя Министра Внутренних Дел РФ Грызлова Б.А. (Борис Грызлов – ныне председатель Государственной Думы - прим. ред. NEWSru.com) по поручению последнего рассмотрено руководством временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России... Подразделению, занимавшему ваши домовладения, дано указание освободить их и переехать в здание казармы. В настоящее время Вы имеете полную возможность использовать принадлежащую Вам собственность по своему усмотрению”.
А через две недели судебный пристав-исполнитель Б.К. Юсупов сообщает генералу Воротникову, что 26 июня выехал проверить факт выселения милиционеров из домовладения Хамидовых. На месте тамбовского сводного отряда милиции находится тульский сводный отряд ППС УВД., который “без особого распоряжения коменданта района не собирается освобождать частные жилые помещения”.
"Читая эти горы лживых сообщений и докладов друг другу самых высоких государственных чиновников, думаю: к тому, что они врут о происходящем в Чечне, мы уже привыкли, но если они врут сами себе, то, видимо, уже сами искренне поверили в собственную ложь", - восклицает Измайлов.
Ханбатай Абулханович Хамидов числился представителем в Чечне партии "Свобода и народовластие", которой руководит скандально известный бывший мэр Владивостока Виктор Черепков. На почти опустевшем сайте партии сохранился список ее региональных представителей, где Хамидов записан проживающим по адресу: 366816, Надтеречный район, село Братское. Домашний адрес Хамидова там не указан.