В субботу в Москве в Октябрьском зале Дома союзов Михаил Касьянов выступит с программным заявлением на съезде Демократической партии России (ДПР). Затем часть делегатов выдвинет кандидатуру экс-премьера на пост лидера этой структуры. Такой путь выбрал Касьянов для возвращения в публичную политику, пишет "Независимая газета", которая публикует в пятницу интервью с Касьяновым.
Бывший премьер-министр России назвал ДПР не "мертвой партией, а спящей". "Эта партия не должна ни у кого вызывать аллергии", - считает Касьянов.
Он также прокомментировал сведения о том, что параллельно мероприятию в Октябрьском зале Дома союзов готовится некий альтернативный съезд ДПР - с тем, чтобы не допустить избрания Касьянова на пост ее лидера.
"Меня волнует то, что государство делает в отношении съезда Демпартии. Я узнал от исполкома, что какие-то люди, ранее имевшие отношение к партии, а также их помощники активно обзванивают делегатов от имени Кремля чуть ли не с намеками: ваш бизнес будет разрушен, не приезжайте в Москву в субботу, а приезжайте на какой-то отдельный съезд. Не исключено, что потом покажут этот самый альтернативный съезд и выдадут его за настоящий", - считает Касьянов.
"Никто из нас не думал, что так быстро будут сворачиваться все политические свободы: отменены выборы губернаторов, наступила полная зависимость судебной системы от исполнительной власти, практически не существует СМИ - граждане по факту жизни лишены своего конституционного права на альтернативную точку зрения. Есть только 1-2 радиостанции и 1-2 газеты, откуда мы можем хоть что-то почерпнуть, и для большинства граждан этого источника просто не существует", - сказал Касьянов.
"Страна наша огромная, и она всегда была страной телевизора - 2-3 государственных канала покрывают всю или большую часть территории России. Государство, которое существует потому, что граждане его выбрали, теперь контролирует самих граждан. И то, что я слышал на Гражданском форуме о происходящем в регионах с общественными организациями, говорит о разрушении гражданского общества. Никакого диалога с властью у нас нет - есть только муляжи. В результате накапливается отчуждение людей от власти", - считает бывший глава правительства России.
В этом качестве он взял на себя часть ответственности за происходящее. "Я несу долю ответственности за то, что происходит. Когда я был у власти, я не предполагал, что тот фундамент, который создавал с таким трудом и энергией, будет использован для иных целей. Еще два года назад трудно было предположить, что мы будем жить в такой стране, и поэтому та активность, которую я развил буквально месяц назад, видимо, многим не нравится", - заявил Касьянов.
"Власти пытаются подавить любую активность. Это ложная идея, она означает, что все, что происходит в стране, ведет нас в тьму. Именно по этой причине я выбрал не занятие бизнесом, несмотря на хорошие перспективы, а вот эту нервную, но очень важную сегодня работу: чтобы люди не заснули под телевизионное улюлюканье. Моя деятельность поэтому и не нравится власти – вдруг люди начнут просыпаться и спрашивать: где мы сейчас живем и что с нами будет?", - сказал Михаил Касьянов.
Говоря о национальных проектах, Касьянов заявил, что "это никакие не национальные приоритеты". "Это обязанность любого правительства – заниматься ежедневно вопросами здравоохранения и образования, которые не могут быть переведены в частный сектор. И на эти цели должны идти средства из текущего бюджета, а не Стабилизационного фонда", - считает бывший премьер РФ.
Касьянов также считает возможной идею объединения демократических сил. Он отметил, что такие силы есть и в "Единой России", и в "Родине", и в КПРФ. "Примерно 70% в "Единой России" - нормальные люди, которые верят в демократию и хотят, чтобы наша страна была демократической. Они просто занимаются неправильными вещами – сворачиванием демократических свобод, но делают это через силу, ради своего выживания. Как только они почувствуют, что есть альтернатива, - они тут же изменят свое решение. То же самое относится к "Родине": там есть реальные, нормальные патриоты, которые также верят в демократические ценности. В КПРФ вообще половина партии – социал-демократы", - считает Михаил Касьянов.
"С руководителями страны я уже год не встречался, поэтому, если такая встреча вдруг состоится, я буду рад ей, поскольку есть о чем поговорить. Будущее страны – серьезный вопрос для всех, и если таких договоренностей можно достигнуть, не поступаясь своими принципами, я буду им рад", - сказал Касьянов.