www.atmosphere.mpg.de

Невероятное потепление, наблюдающееся в Европе с 20 ноября, вызвано, прежде всего, необычным поведением мирового океана. Об этом заявил на пресс-конференции во вторник директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд. По его словам, причина этого может быть установлена лишь через год-два, так как для объяснения потребуется провести сложное физико-математическое моделирование, передает ИТАР-ТАСС.

Вильфанд назвал несколько факторов, способствовавших потеплению, не имевшему прецедентов по длительности и масштабам за всю историю регулярных метеонаблюдений.

Первым из них, по словам ученого, является установившийся воздушный барьер между более холодной, чем обычно, Гренландией и более теплым течением Гольфстрим на севере Атлантики. Все это фактически создало идеальные условия для возникновения "генератора циклонов" и препятствует "нормальной антициклональной деятельности", обычно способствующей чередованию разных температурных волн. В результате, утверждает Вильфанд, "бесконечные циклоны перемещают все новые теплые воздушные массы от Атлантики и Западной Европы до Урала и Западной Сибири".

Другим виновником он считает "малоизученный океанический феномен Эль Ниньо - медленный процесс потепления поверхности океана у берегов Перу и Эквадора". По его словам, "в октябре началось развитие теплой фазы Эль Ниньо, которое повлияло на перенос огромных масс теплого воздуха из Западного полушария в Восточное". "Гигантские массы теплого воздуха движутся из Атлантики на Европу, - отмечает Вильфанд, - а на США идет теплый воздух из Тихого океана". В результате в декабре, отклонения температуры воздуха от климатической нормы составляли 6-8 градусов. "Такое случалось и раньше, добавил синоптик, - но проявлялось ограниченным по месту или длительности образом, а не в течение всего месяца".

Еще одной причиной нынешней климатической метаморфозы глава Гидрометцентра считает смещение устойчивой области низкого давления с ее традиционного "места прописки" в районе Северного полюса к Гренландии и Канаде.

Узнать в чем причина всех этих аномалий, по его словам, ученые смогут лишь через год-два. "Если температуру и другие параметры воздушного бассейна постоянно и во множестве точек меряют и наземные метеостанции и самолеты, - констатировал он, - то для того, чтобы описать изменение крупномасштабных характеристик океана, нужны специализированные суда, которых очень мало". Большие надежды ученые возлагают на международный эксперимент Argus, в рамках которого в мировой океан помещены три тысячи буйков-зондов, свободно перемещающиеся по команде на заданную глубину.

"Лет 10-15 должно пройти, пока мы узнаем об океане столько же, сколько знаем об атмосфере, и только тогда сезонный прогноз станет, наконец, реальностью. Лет через 10 мы будем давать прогноз на месяц с вероятностью порядка 80%", - считает Вильфанд.