Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин считает, что в декабре Грузия не сможет присоединиться к Плану действий по членству в альянсе, и сообщил "Независимой газете" о начале холодной войны между НАТО и Европейским союзом. Свидетельством этого стали последние заявления Схеффера, идущие вразрез с линией ЕС.
Напомним, в понедельник с двухдневным визитом в Грузию прибыла делегация НАТО во главе с генсеком Яапом де Хоопом Схеффером. В нее вошли представители всех 26 стран альянса. Центральным событием визита стало заседание Комиссии НАТО–Грузия, учрежденной после войны в Южной Осетии. Главная цель визита Схеффера – оценить, насколько успешно Грузия выполняет условия, необходимые для получения статуса кандидата в члены альянса.
Также в понедельник состоялся визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Южную Осетию. В Брюсселе считают неслучайным такое совпадение.
- НАТО идет наперекор Евросоюзу, а "ЕС продавился под натиском России"
- Рогозин напугал американского посла: он выскочил из-за стола и убежал в фойе
- Эксперты: главное препятствие Грузии на пути в НАТО - Саакашвили
- Тбилиси, вопреки оценкам экспертов, считает, что комиссия НАТО-Грузия - "серьезный шаг вперед"
Визит представительной натовской делегации в Тбилиси проходит накануне неформальной встречи министров обороны альянса, которая состоится в Лондоне 18–19 сентября. Ситуация на Кавказе в свете российско-грузинского конфликта станет одной из центральных тем этого мероприятия. Этот же вопрос обсуждается в ходе встреч Схеффера с грузинским руководством (включая президента Михаила Саакашвили и премьера Ладо Гургенидзе), а также представителями оппозиции, общественности и международных организаций.
Как заявил изданию дипломатический источник в штаб-квартире НАТО, нынешние мероприятия в Тбилиси – "это политическая поддержка Грузии". Собеседник указал, что визит представителей Совета НАТО планировался еще несколько месяцев назад в рамках ведущегося сторонами "интенсивного диалога", однако приобрел новое значение с учетом последних событий на Кавказе.
Дипломат напомнил, что в связи с августовским конфликтом Североатлантический альянс согласился предоставить Тбилиси содействие в ряде областей. В частности, речь идет о помощи в определении размера ущерба, нанесенного Россией гражданской инфраструктуре, и оценке состояния Министерства обороны и вооруженных сил, а также о содействии в восстановлении системы воздушного сообщения и выработке рекомендаций о характере кибератак. В то же время в Брюсселе отрицают, что альянс будет оказывать Тбилиси прямую военную помощь.
НАТО идет наперекор Евросоюзу, а "ЕС продавился под натиском России"
Комментируя последние заявления Схеффера о "неприемлемости соглашения" между РФ и ЕС о том, что план Медведева-Саркози предусматривает слишком большие уступки России, постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин сказал, что они "ставят под вопрос миротворческую миссию Евросоюза".
Напомним, накануне визита в Тбилиси Схеффер в интервью Financial Times назвал договоренность о выводе российских войск из Грузии, заключенную Саркози и Медведевым 8 сентября, "неприемлемой", поскольку она предусматривает слишком большие уступки Москве. Схеффер не согласен с тем, что России, обещавшей вывести силы из буферных зон, разрешено сохранить военное присутствие в обоих сепаратистских регионах.
Подобные высказывания генсека НАТО идут вразрез с более мягкой позицией Евросоюза. ЕС предпочитает не фокусировать внимание на вопросе нахождения российских войск собственно в Абхазии и Южной Осетии.
"В Брюсселе уже началась холодная война между двумя бюрократиями – еэсовской и натовской. В итоге они могут столкнуться в Грузии, поскольку у ЕС и НАТО разное видение ситуации, несмотря на то, что в этих организациях представлены во многом одни и те же страны", – отметил посол. Из заявлений Схеффера явствует, что "ЕС продавился под натиском России".
Рогозин связывает ужесточение риторики генсека НАТО с его последним разговором с президентом США Джорджем Бушем, который состоялся непосредственно перед тбилисским визитом. "Накачка Схеффера со стороны Буша побудила его к публичным выпадам против президента Франции", – сказал российский постпред.
Верен ли прогноз Рогозина относительно холодной войны на евроатлантическом пространстве или нет, мнение Москвы по поводу событий на Кавказе в любом случае не находит понимания у НАТО и ее партнеров.
Рогозин напугал американского посла: он выскочил из-за стола и убежал в фойе
Дмитрий Рогозин назвал разговор в рамках Совета Евроатлантического партнерства в Брюсселе (26 стран НАТО плюс 24 партнера, включая Россию и страны СНГ) тяжелым и очень жарким. Натовские страны фактически выступили с демаршем. Начало речи каждого постпреда и концовка были идентичными, отметил он.
Как сообщил источник в НАТО, в минувшую среду на заседании СЕАП никто из участников не поддержал позицию Москвы. Дипломат пояснил, что свои оценки того, что произошло на Кавказе, изложили и грузинский, и российский послы. Однако с российской версией не согласилась ни одна из стран–членов или партнеров организации. По словам собеседника, когда возник вопрос о проведении международного расследования августовских событий, Россия в отличие от Грузии не дала своего согласия.
"Я подсветил натовцам их роль на Кавказе, особенно американскую роль. Дело дошло до того, что американский посол выскочил из-за стола и убежал в фойе", – рассказал российский постпред.
Говоря об инициативе проведения международного расследования, Рогозин подчеркнул: "Когда НАТО отказывается отвечать на вопрос о том, кто на кого напал, хотя ответ на этот вопрос представляется очевидным, говорить о том, что это расследование будет независимым, не приходится".
"Кто будет независимым расследователем? Кондолиза Райс, что ли?" – задался вопросом Рогозин.
"Условием того, чтобы мы начали рассматривать предложение о расследовании, должно стать приглашение Абхазии и Южной Осетии в Брюссель и Нью-Йорк. Пострадавшая от агрессии Саакашвили сторона должна получить возможность высказать свою точку зрения", – пояснил Рогозин. В то же время он подчеркнул, что Россия, безусловно, заинтересована в независимом расследовании.
Эксперты: главное препятствие Грузии на пути в НАТО - Саакашвили
Выездное заседание Совета НАТО, состоявшееся в понедельник в Тбилиси при участии генерального секретаря альянса Яапа де Хооп Схеффера, в очередной раз подтвердило решимость НАТО когда-нибудь принять Грузию в свои ряды. Конкретные сроки присоединения Тбилиси к ПДЧ тем не менее опять не были названы. Руководство НАТО дает понять, что главным препятствием на пути Грузии в альянс остается неконтролируемая фигура президента Грузии Михаила Саакашвили, пишет РБК Daily.
"В Тбилиси наверняка расценят итоги заседания как триумф грузинской дипломатии, - заметил РБК Daily аналитик Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. - А между тем речь идет о повторении результатов саммита в Бухаресте".
НАТО выразил Тбилиси общую моральную поддержку, но ничего конкретного не пообещал. Между тем как в политическом, так и в военном руководстве самого альянса все громче раздаются голоса, призывающие "повременить" с приемом Грузии в НАТО.
Министр иностранных дел Бельгии Карел де Гюхт, выступая в понедельник в Брюсселе, отметил "непредсказуемость в действиях грузинского руководства" и предложил "не менять календарь принятия решений" и отложить вопрос о Грузии как минимум до декабрьского саммита НАТО. К "сохранению хладнокровия" в грузинском вопросе призвал коллег и глава Военного комитета НАТО, объединяющего генштабы стран альянса, итальянский адмирал Джампаоло Ди Паола.
"Рискну предположить, что главным препятствием на пути Грузии в НАТО сегодня остается Михаил Саакашвили", - заявил Алексей Малашенко. Страны Альянса боятся брать на себя обязательства перед Грузией, пока у власти в Тбилиси находится столь маловменяемая фигура.
Призыв Яапа де Хооп Схеффера "искать демократический выход из сложившейся ситуации" можно, по мнению Малашенко, расценить как намек Михаилу Саакашвили на то, что пора демократическим путем уходить в отставку и освобождать место для более предсказуемого политика.
"Если к декабрю на месте Саакашвили окажется, например, Нино Бурджанадзе, получение Грузией ПДЧ на саммите НАТО выглядит вполне реальным", — считает Алексей Малашенко.