Reuters

Региональные выборы в России 8 сентября дали старт постепенному качественному изменению формата партийной и избирательной системы. Начинается постепенный переход от апатии к мобилизации, от инерции к политическому обновлению и от традиционных, архаичных методов политической работы к современным. Большую надежду на усиление этого сдвига дают успехи новых игроков, таких как новый мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман или проигравший с небольшим отрывом в Москве Алексей Навальный. При этом власть стремится сохранить контроль любой ценой и тем самым противоречит собственной же цели повысить свою легитимность. Все это представляет для нее серьезный вызов, констатируют эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина в обзоре итогов Единого дня голосования.

Многие регионы ощутили кризис прежней системы партий и выборов. Это привело к откровенному недовольству происходящим со стороны региональных и местных властей, что выразилось в значительном, по сравнению с предыдущими годами, росте числа конфликтных ситуаций, скандалов в ходе голосования и подведения итогов. Если бы не предвыборные "зачистки" в ряде регионов (организация ранее отмечала масштабный отсев оппозиционных кандидатов), то успех некоторых новых партий или старых, которые ранее считались аутсайдерами, был бы выше, убеждены авторы доклада.

- ЕР принялась за масштабное обновление актива, а КПРФ отказалась "играть в игрушки Навального"

Они предостерегают власть от подобного поведения, отмечая, что именно массовое и системное злоупотребление административным ресурсом послужило, по их наблюдению, одной из предпосылок массовых акций протеста конца 2011 - начала 2012 годов.

Низкую явку на выборах - а показатели снизились практически во всех регионах по сравнению с предыдущими кампаниями такого же уровня - аналитики КГИ среди прочего объяснили тем, что на фоне предвыборных скандалов и отстранения некоторых реально популярных партий и кандидатов многие граждане ощущают бессмысленность голосования. У них, не без причины, создается впечатление, что система склонна к самовоспроизводству.

Вместе с тем, по мнению составителей документа, низкой оказалась явка именно "послушного" большинства, в то время как оппозиция грамотно мобилизовала свой электорат и привела людей на избирательные участки. Таким образом, при проведении эффективных протестных кампаний низкая явка уже не только помогает власти, а местами даже начинает мешать ей, заключают они.

"Стабилизация" показателей ЕР и кризис системной оппозиции

Рассуждая о том, считать ли итоги сентябрьских выборов в целом поражением или победой "Единой России", эксперты комитета Кудрина констатируют стабилизацию ее позиций, связывая это с "успокоением" электората после протестной волны 2011-2012 годов. Однако если сравнивать с прошлыми выборами региональных парламентов в 2008 году, а также в 2007 и 2009 годах, то почти везде у "партии власти" наблюдается резкое снижение.

Прочие системные партии по сравнению с декабрем 2011 года почти везде существенно потеряли: их голоса отнимают спойлеры и новые проекты. Так, например, КПРФ сохраняет позиции второй партии после ЕР, но в ряде случаев от ее электората отщипывают "Коммунисты России" и КПСС. В свою очередь "Справедливая Россия" и ЛДПР, которые на протяжении последних лет ведут негласную борьбу за третье место в партийной иерархии, дали по суммарным итогам почти ровный результат, хотя справедливороссы все же немного опережают. Сравнительные данные имеются в приложениях к докладу, которые КГИ также публикует на своем сайте.

Примечательно, что кризис парламентской оппозиции, который продемонстрировали выборы 8 сентября, признал в своем докладе и гендиректор близкого к Кремлю Агентства политических и экономических коммуникаций, член высшего совета ЕР политолог Дмитрий Орлов. Если учесть снижение популярности парламентской оппозиции, в партийной системе возникает заметный вакуум, пишет он.

"С одной стороны, это позволяет "Единой России" по-прежнему доминировать. Но с другой - делает неизбежным появление новых игроков либо качественный ребрендинг старых. Основная часть избирателей сейчас "спит", но нужно быть готовыми к тому, что она может "проснуться", - говорится в документе.

В свою очередь политолог Вячеслав Игрунов отметил в интервью "Ведомостям", что нынешние партии были созданы во многом искусственно, но они пользуются поддержкой власти, имеют эксклюзивный доступ к телевидению и монополию при государственном финансировании, так что новым партиям будет очень сложно пробиться.

Однако эксперт видит одно исключение: происходит кристаллизация оппозиции вокруг нового лидера с федеральной известностью - Алексея Навального. Ослабленная власть вряд ли способна бороться с этой угрозой без серьезного ущерба для себя - ей нужно отвечать на более грозные вызовы: рост социальной напряженности, коррупции и ксенофобии, резюмирует Игрунов.

ЕР принялась за масштабное обновление актива, а КПРФ отказалась "играть в игрушки Навального"

Итоги выборов подводят и в самих партиях, причем "Единая Россия" делает это самым непривычным для себя образом, пишет "Российская газета". По всей стране идет серия конференций, где на 10% обновляют руководящий состав каждого отделения ЕР. При этом единороссы отвергают подозрения в "чистке", объясняя, что все вписывается в принятую в прошлом году уставную норму об обязательной ежегодной ротации в составе региональных и местных политсоветов партии.

Такое масштабное обновление актива, как сейчас, происходит впервые, признал первый замруководителя центрального исполкома ЕР Константин Мазуревский. Вместе с тем он подчеркнул, что пока все идет по графику.

Что касается КПРФ, то она в минувшую пятницу провела довольно бурную дискуссию на закрытом заседании, продолжает газета. "Партия оценила итоги выборов как новую ситуацию в политической системе, - поделился секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Сергей Обухов. - В прежнем формате выборы закончились. После кампаний 2011-2012 годов система пошла вразнос: сигналы вроде бы подаются из центра вежливые, а система работает по привычному руслу".

Кстати, на президиуме ЦК не стали обсуждать возможную реакцию на так называемый "феномен Навального". "Для нас он ясен - это представитель транснационального капитала, который пытается изображать оппозицию, - пояснил Обухов. - Играть в игрушки Навального мы не будем".