Первый канал

В Совете федерации готовится законопроект, разрешающий эвтаназию в РФ. Если его одобрят, то неизлечимых больных по их просьбе будут лишать жизни. Однако при этом подобное решение должно быть утверждено консилиумом врачей и комиссией, состоящей из медиков, адвокатов и представителей прокуратуры, пишет "Коммерсант"

Эвтаназию в стране необходимо разрешить только "для самых исключительных случаев", считает инициатор проекта, председатель комитета по социальной политике СФ сенатор Валентина Петренко. "Эвтаназия ни в коем случае не будет носить массовый характер, это должен быть выход для особых больных, которые не имеют шансов на выздоровление, мучаются болями или имеют сильнейшие увечья и которые сами просят о том, чтобы их освободили от страданий", - пояснила она.

Это уже первая подобная инициатива российских законодателей. В ноябре 2006 года Комиссия по законодательству Мосгордумы обсудила проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ", касающийся эвтаназии. В данном проекте предлагалось ввести дополнительный пункт в 105-ю статью Уголовного кодекса, регламентирующую ответственность за убийство. Согласно этому пункту, врачам, которые помогли неизлечимого больному по его просьбе уйти из жизни, грозит срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до трех лет.

Однако в России этот вопрос находится под очень мощным прессингом православной церкви, которая однозначно не приемлет понятие эвтаназии и считает ее убийством, как аборты.

Предлагаемая процедура оформления эвтаназии

Согласно предложениям Петренко, больной должен заявить о своем желании уйти из жизни сначала в устной форме лечащему врачу, а затем и в письменной - написать на его имя заверенное нотариально заявление.

Затем документ будет рассматривать медицинский консилиум с участием специалистов других медучреждений. Если заключение о болезни подтвердится, то заявление пациента отправится на рассмотрение созданного при органе исполнительной власти совета, в состав которого войдут медики, представители прокуратуры, адвокаты, представители общественных организаций. Два месяца они должны будут изучать этот вопрос, проверять, не оказал ли кто-то влияние на решение больного. За это время пациент вправе изменить свое решение. Если же за этот срок он не передумает, ему введут повышенную дозу обезболивающего, чтобы прекратить работу мозга.

Законопроект уже направлен в несколько научных медицинских институтов, которые должны дать свое заключение.

Пока же статья 45 "Основ законодательства "Об охране здоровья граждан'" запрещает российским врачам "удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами". Лицо, которое осуществляет эвтаназию, "несет уголовную ответственность".

Впрочем, практика помощи в уходе из жизни тяжелобольным пациентам в России все же существует. По словам одного из бывших руководителей НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, принятие подобного закона "узаконит фактически существующее явление: случаи эвтаназии в России есть, но официально об этом никто не скажет, потому что это преступление".

Правозащитники выступают за принятие закона, государство и церковь - против

Глава Общества доказательной медицины Кирилл Данишевский поддержал инициативу Петренко, заявив, что от неизлечимых заболеваний мучаются несколько миллионов россиян, а еще несколько сот тысяч уже не смогут вернуться к полноценной жизни из-за инвалидности. "Многие из них терпят невыносимую боль, потому что врачи не дают им достаточную дозу обезболивающих, а еще неадекватно оказывают психологическую поддержку. Желание человека уйти из жизни оправданно", - считает Данишевский.

Инициативу Совета Федерации поддерживает и глава общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александр Саверский. "Распоряжаться своей жизнью - право каждого человека", - заявил он.

В Минздравсоцразвития РФ не знают, сколько россиян мучаются от смертельных заболеваний и прикованы к постели, однако уверены, что эвтаназию в России вводить рано. Глава Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Татьяна Дмитриева подтвердила, что в адрес их учреждения поступил документ из Совета Федерации. "Мы официально заявили, что наше отношение к подобному проекту отрицательное. Введение такого закона может позволить губить людей", - пояснила она.

Подобного мнения придерживается и замминистра здравоохранения и соцразвития Руслан Хальфин: "Наше общество, мягко говоря, не готово к принятию такого законопроекта. Его вряд ли примут". "Это будет преступление против врачей, которых фактически заставят убивать людей", - считает зампред комитета по охране здоровья, депутат Госдумы Николай Герасименко.

Осудили инициативу и представители Русской православной церкви. "Христианское сознание не приемлет участия вторых лиц в смерти человека, какими бы причинами она ни прикрывалась, - заявил пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. - Никто, кроме Бога, не может решать, сколько жить человеку на этой земле. Церковь будет выступать против этого греховного закона"

Эвтаназия: мировой опыт

Эвтаназия - умерщвление смертельно больных пациентов по их просьбе - стала предметом горячих споров в связи с достижениями медицины, позволяющими продлить жизнь безнадежно больных во второй половине ХХ века. Противники эвтаназии напоминают о действовавшей в гитлеровской Германии программе по якобы добровольному умерщвлению душевнобольных и пожилых людей, которая унесла жизни 50 тысяч человек.

Нидерланды легализовали эвтаназию в 2001 году, Бельгия - в 2002, с некоторыми оговорками закон об эвтаназии был принят в штате Орегон (США) в 1998 году. Во Франции и Британии смертельно больным людям позволяют отказываться от лечения. В Германии, с другой стороны, эвтаназия запрещена законом и влечет за собой наказание в виде лишения свободы сроком от 6 месяцев до 5 лет.

В феврале 2007 года суд Швейцарии разрешил людям, страдающим тяжелыми психическими заболеваниями, добиваться права на эвтаназию. Лицам, страдающим неизлечимыми болезнями, предполагающими летальный исход, эвтаназия в этой стране разрешена уже несколько лет.