В Совете Федерации РФ утверждают, что не разрабатывают законопроект об эвтаназии, как об этом ранее сообщили некоторые СМИ. Председатель комитета Совфеда по социальной политике Валентина Петренко, которая, согласно сообщениям в прессе, является инициатором данного законопроекта, подчеркнула, что речь идет лишь о необходимости обсуждения этого вопроса, не уходя от всех его сложностей.
"После показа по ТВ сюжетов об эвтаназии в ряде стран нас стали спрашивать, а как обстоят дела с этой проблемой и законодательством в России и что делать с безнадежно больными", - сказала Петренко в интервью ИТАР-ТАСС. По ее словам, члены комитета стали изучать эту проблему, отношение к ней врачей, больных, юристов, выяснять, какие есть точки зрения. "Мы установили, беседуя со многими, что отрицательных точек зрения гораздо больше, чем положительных", - отметила Петренко. "Будем ли мы инициировать законопроект, и тем более, каким он должен быть, ни я, ни мои коллеги пока сказать не можем", - подчеркнула она.
- Предлагаемая процедура оформления эвтаназии
- В Госдуме нет однозначного мнения
- В РПЦ призывают не торопиться
- Правозащитники - за эвтаназию, государство - против
- Адвокат Кучерена знает, "откуда ноги растут"
- Эвтаназия: мировой опыт
Отметим, что это уже не первая подобная инициатива российских законодателей. В ноябре 2006 года Комиссия по законодательству Мосгордумы обсудила проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ", касающийся эвтаназии. В данном проекте предлагалось ввести дополнительный пункт в 105-ю статью УК РФ, регламентирующую ответственность за убийство. Согласно этому пункту, врачам, которые помогли неизлечимого больному по его просьбе уйти из жизни, грозит срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до трех лет.
Однако в России этот вопрос находится под очень мощным прессингом православной церкви, которая однозначно не приемлет понятие эвтаназии и считает ее убийством, как аборты.
Предлагаемая процедура оформления эвтаназии
Согласно предложениям Петренко, больной должен заявить о своем желании уйти из жизни сначала в устной форме лечащему врачу, а затем и в письменной - написать на его имя заверенное нотариально заявление. Затем документ будет рассматривать медицинский консилиум с участием специалистов других медучреждений.
Если заключение о болезни подтвердится, то заявление пациента отправится на рассмотрение созданного при органе исполнительной власти совета, в состав которого войдут медики, представители прокуратуры, адвокаты, представители общественных организаций. Два месяца они должны будут изучать этот вопрос, проверять, не оказал ли кто-то влияние на решение больного. За это время пациент вправе изменить свое решение. Если же за этот срок он не передумает, ему введут повышенную дозу обезболивающего, чтобы прекратить работу мозга.
По данным "Коммерсанта", законопроект уже направлен в несколько научных медицинских институтов, которые должны дать свое заключение.
Пока же статья 45 "Основ законодательства "Об охране здоровья граждан" запрещает российским врачам "удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами". Лицо, которое осуществляет эвтаназию, "несет уголовную ответственность".
Впрочем, практика помощи в уходе из жизни тяжелобольным пациентам в России все же существует, отмечает издание. По словам одного из бывших руководителей НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, принятие подобного закона "узаконит фактически существующее явление: случаи эвтаназии в России есть, но официально об этом никто не скажет, потому что это преступление".
В Госдуме нет однозначного мнения по поводу разрешения эвтаназии в России
Так, вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Владимир Катренко считает, что поддерживать законодательную инициативу, разрешающую эвтаназию в России нельзя. Он назвал эвтаназию "легализованным убийством человека", "пусть даже и разрешенного самой жертвой". "Врачи, давшие клятву Гиппократа, должны облегчать страдания тяжелобольных людей, а не убивать их", - подчеркнул он. Как заметил депутат, некоторых отчаявшихся вылечиться больных нередко называют безнадежными, однако история знает множество примеров выздоровления этих людей. "И врачебная ошибка в постановке диагноза, в выборе методов лечения сродни судебной ошибке при вынесении несправедливого приговора", - подчеркнул Катренко. Кроме того, по его мнению, разрешение эвтаназии, будет воспринято верующими людьми "как узаконенное право человека ставить себя выше Бога, давшему человеку жизнь". Он выразил уверенность, что само российское общество, а равно и представители традиционных для России конфессий не поддержат инициативу сенаторов.
Координатор партии "Единая Россия" по Южному федеральному округу, зампред думского комитета по регламенту Владимир Гребенюк также полагает, что разрешение добровольного ухода из жизни вызовет широкий протест среди людей, исповедующих христианство. "Уверен, православные жители юга России, казачество выступит против этой инициативы", - сказал депутат. Гребенюк напомнил, что "самоубийство, которым по сути является эвтаназия, - большой грех с точки зрения православной церкви". Именно по этому, продолжил депутат, идея эвтаназии не найдет поддержки у многих граждан России.
В свою очередь лидер ЛДПР Владимир Жириновский полагает, что российское общество еще не готово к разрешению эвтаназии. "Это на Западе, где устоялось правовое гражданское общество, и действуют все законы, добровольный уход из жизни разрешен, - отметил он. - А у нас решать будут не больные, а их родственники в своих корыстных целях". Жириновский уверен, что только повышение квалификации врачей и разработка новых лекарств позволит облегчать страдания умирающих. "Сейчас нельзя разрешать эвтаназию, в стране не хватит моргов и кладбищ, людей будут просто убивать", - сказал он, не исключив, однако, что к этому вопросу в России" вернутся лет через двадцать, "когда все законы заработают".
Между тем первый замруководителя фракции "Справедливая Россия - Родина" Иван Харченко, отметил, что "проблема с тяжелобольными есть, ее надо решать в правовом поле". Если эвтаназия будет законодательно разрешена, то необходимо четко прописать в законе "обязательное присутствие судьи при определении судьбы больного", полагает парламентарий. Несмотря на то, что инициатором законопроекта является член партии "Справедливая Россия" Валентина Петренко, Харченко подчеркнул, что мнение депутатов фракции по этому вопросу разделилось. "У нас много парламентариев, работающих с РПЦ, они точно будут голосовать против (законопроекта)", - сказал Харченко.
В Русской православной церкви предостерегают от проявления поспешности при принятии законопроекта об эвтаназии и указывают на необходимость привлечения к его обсуждению широких слоев общества. "Важно, чтобы этот законопроект, если он действительно существует, прошел самое широкое общественное обсуждение. Ведь речь идет о жизни и смерти многих людей, речь идет об общественной нравственности", - заявил "Интерфаксу" во вторник замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
В этой связи, по его мнению, решать судьбу закона не должны "только врачи, юристы и вообще профессиональные сообщества". "Нужно спросить народ, религиозные общины, общественные ассоциации, как они относятся к проблеме эвтаназии", - сказал священник. По его словам, бывают моменты, когда нет смысла искусственно поддерживать жизнь тела, в котором "многие годы нет признаков сознания и от которого душа, возможно, уже отделилась". "Но помогать совершить самоубийство - это абсолютно безнравственно с христианской точки зрения", - подчеркнул он.
Отец Всеволод также отметил, что эвтаназия порождает и "огромные опасности злоупотреблений, о чем говорят не только религиозные, но и неверующие люди". "Помимо этого, - добавил священник, - на человека будет изнутри давить ложная мораль, которая говорит: уйди из жизни, чтобы никому не мешать. На самом же деле все земные заботы не стоят жизни вечной, которой самоубийца себя лишает". "Поэтому я бы решительно предостерег от того, чтобы принимать такой закон наскоро, только на основе суждений заинтересованных групп - определенной части медиков, юристов и политиков", - подытожил он.
Ранее во вторник пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский осудил инициативу о легализации эвтаназии в России. "Христианское сознание не приемлет участия вторых лиц в смерти человека, какими бы причинами она ни прикрывалась, - заявил он. - Никто, кроме Бога, не может решать, сколько жить человеку на этой земле. Церковь будет выступать против этого греховного закона".
Правозащитники - за принятие закона, государство - против
Глава Общества доказательной медицины Кирилл Данишевский поддержал инициативу Петренко, заявив, что от неизлечимых заболеваний мучаются несколько миллионов россиян, а еще несколько сот тысяч уже не смогут вернуться к полноценной жизни из-за инвалидности. "Многие из них терпят невыносимую боль, потому что врачи не дают им достаточную дозу обезболивающих, а еще неадекватно оказывают психологическую поддержку. Желание человека уйти из жизни оправданно", - считает Данишевский.
Инициативу Совета Федерации поддержал и глава общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александр Саверский. "Распоряжаться своей жизнью - право каждого человека", - заявил он.
В Минздравсоцразвития РФ не знают, сколько россиян мучаются от смертельных заболеваний и прикованы к постели, однако уверены, что эвтаназию в России вводить рано. Глава Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Татьяна Дмитриева подтвердила, что в адрес их учреждения поступил документ из Совета Федерации. "Мы официально заявили, что наше отношение к подобному проекту отрицательное. Введение такого закона может позволить губить людей", - пояснила она.
Подобного мнения придерживается и замминистра здравоохранения и соцразвития Руслан Хальфин: "Наше общество, мягко говоря, не готово к принятию такого законопроекта. Его вряд ли примут". "Это будет преступление против врачей, которых фактически заставят убивать людей", - считает зампред комитета по охране здоровья, депутат Госдумы Николай Герасименко.
Член Общественной палаты Кучерена знает, "откуда ноги растут"
Член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена выступил категорически против законодательного разрешения в России эвтаназии. "Это просто какое-то мракобесие. В Российской Федерации никто не имеет права лишать человека жизни", - заявил он во вторник "Интерфаксу".
По мнению Кучерены, который в Общественной палате возглавляет комиссию по контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы, "появление данного законопроекта скорее всего продиктовано предвыборными соображениями".
"Уверен, что эта инициатива не найдет поддержки в нашей стране", - заявил он. Кучерена считает, что законопроект родился под влиянием извне. "Нетрудно догадаться, откуда ноги растут. Известно, что в ряде стран Запада эвтаназия не запрещена, вот и хотят нам навязать то же самое", - сказал Кучерена.
При этом он сослался одновременно на мнение ведущих российских ученых и общественных деятелей, которые также против эвтаназии. "Их, как и мое, мнение однозначно - не должен быть создан инструмент, который позволит нечистоплотным врачам отправлять на тот свет людей", - добавил член Общественной палаты.
Эвтаназия - умерщвление смертельно больных пациентов по их просьбе - стала предметом горячих споров в связи с достижениями медицины, позволяющими продлить жизнь безнадежно больных во второй половине ХХ века. Противники эвтаназии напоминают о действовавшей в гитлеровской Германии программе по якобы добровольному умерщвлению душевнобольных и пожилых людей, которая унесла жизни 50 тысяч человек.
Нидерланды легализовали эвтаназию в 2001 году, Бельгия - в 2002, с некоторыми оговорками закон об эвтаназии был принят в штате Орегон (США) в 1998 году. Во Франции и Британии смертельно больным людям позволяют отказываться от лечения. В Германии, с другой стороны, эвтаназия запрещена законом и влечет за собой наказание в виде лишения свободы сроком от 6 месяцев до 5 лет.
В феврале 2007 года суд Швейцарии разрешил людям, страдающим тяжелыми психическими заболеваниями, добиваться права на эвтаназию. Лицам, страдающим неизлечимыми болезнями, предполагающими летальный исход, эвтаназия в этой стране разрешена уже несколько лет.