Большинство российских политических активистов, получивших убежище за рубежом или находящихся в бегах, не могут воспользоваться амнистией, объявленной в декабре по случаю 20-летия Конституции РФ. Они оказались в подвешенном состоянии из-за целого ряда "юридических коллизий, часть которых оказались фактически неразрешимыми", рассказал "Коммерсанту" глава правозащитной организации "Агора" Павел Чиков.
Людей, о которых идет речь, насчитывается несколько десятков, и обвинены они в основном в хулиганстве (ст. 213 УК РФ) и массовых беспорядках (ст. 212). Среди них нацболка Ольга Кудрина, получившая политубежище на Украине, антифашисты Петр Силаев и Денис Солопов, получившие статус политических беженцев в Финляндии и Голландии, соответственно.
Оба антифашиста были объявлены в международный розыск по обвинению в нападении на администрацию подмосковных Химок 28 июля 2010 года. Тогда противники вырубки Химкинского леса забросали здание файерами и пустыми бутылками. Акция продолжалась всего несколько минут, на месте происшествия никого задержать не удалось.
По данным газеты, сейчас юристы ведут переговоры, требуя закрыть уголовное дело в отношении них, но пока следователи затягивают решение вопроса.
Случай активистки запрещенной в России Национал-большевистской партии Чиков называет самым показательным. Согласно закону, декабрьская амнистия автоматически распространяется на ранее не судимых женщин, в том числе имеющих несовершеннолетних детей, - к ним относится и Ольга Кудрина. "Но здесь возникает проблема: формально она находится в розыске, так как приговор вынесен, но наказание она не отбывала. По закону фигуранты дел, по которым существует решение суда, должны обращаться в суд сами", - пояснил он изданию.
Есть и еще один нюанс: помимо хулиганства, Кудрину осудили за порчу имущества, но эта статья УК (167), не подпадает под амнистию, поэтому по возвращении в Россию осужденную по ней ждет задержание и этапирование в колонию.
В августе 2004 года Ольга Кудрина участвовала в захвате приемной и кабинета тогдашнего главы Минздрава Михаила Зурабова. Таким способом национал-большевики протестовали против "монетизации льгот" и требовали отставки правительства.
В мае 2005 года Кудрина вместе с соратником из Арзамаса Евгением Логовским устроила акцию против политики Владимира Путина, вывесив на фасаде тогда еще существовавшей гостиницы "Россия" 10-метровый черный транспарант, на котором большими буквами было написано: "Путин, уйди сам!". Они также разбрасывали листовки с требованием отставки Путина, роспуска Госдумы, освобождения политзаключенных и широкой амнистии.
Через год Тверской суд Москвы заочно признал Кудрину виновной в хулиганстве и порче имущества и приговорил к трем годам лишения свободы. Нацболка, находившаяся на время расследования под подпиской о невыезде, нарушила ее и скрылась на Украине, где почти год дожидалась статуса беженки.
Отметим, некоторым бежавшим от уголовного преследования в России все же удалось добиться амнистии. Неделю назад о своей амнистии объявила скрывающаяся в Эстонии фигурантка "болотного дела" Анастасия Рыбаченко. Ее адвокат Владимир Самохин подтвердил информацию российским СМИ. Активистка сказала, что если она больше не находится в международном розыске, то она обязательно вернется в Россию.