Спикер Госдумы Сергей Нарышкин в ходе своего визита в Казань был вынужден давать разъяснения татарским ученым касательно проекта историко-культурного стандарта, на основе которого в скором времени будут строиться школьные программы по истории. Местные ученые обеспокоены тем фактом, что власти, вмешиваясь в процесс написания истории, могут неверно отразить ряд моментов, напрямую касающихся данного региона и народов, в нем проживающих.
"Ни при каких обстоятельствах власть не должна учить историков, как писать историю, и это очень важно", - цитирует "Интерфакс" председателя Госдумы, 16 июля прибывшего в Казань для открытия местного отделения Российского исторического общества (РИО). Он подчеркнул, что учебник истории пишут те, для кого история - это часть жизни: ученые, историки, преподаватели истории в вузах и школах.
Нарышкин предложил татарстанским историкам при подготовке концепции единого учебника вести дискуссию на базе РИО, "с тем чтобы в дальнейшем избежать спекуляций и критики о том, что чиновники якобы в очередной раз написали учебник истории".
Предложение было высказано не случайно. В Татарстане многие историки весьма критично отнеслись к идее создания единого учебника, предложенной Владимиром Путиным. Все дело в том, что "из Москвы взгляд на отечественную историю всем понятен, а взгляд из Казани с ним не совсем совпадает", объяснил "Коммерсанту" вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов.
Академик отметил расхождения во взглядах на периоды Золотой Орды, татаро-монгольского ига, Куликовскую битву, взятие Казани. Он считает, что подходы к ним должны быть "не простыми и однозначными". Также он полагает, что надо вести историю России с более ранних времен. "Есть территории более древние, чем, например, Новгород", - уверен Хакимов. Он отметил, что казанские историки - "горячие сторонники евразийского подхода к изучению истории России", а не "историоведения, существовавшего в царской России и в советский период". Хакимов считает, что при изучении истории России "надо исходить не только из военных побед, но и из того, как торговали, строили города": "Реестр русского оружия лучше укоротить".
Эксперты ожидают недовольства от народов Северного Кавказа
Стоит отметить, что мнение академика относительно несовпадения взглядов на историю в Москве и регионах разделяют его коллеги. Например, с ним согласна ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Елена Филиппова. По ее мнению, различия в подходах к трактованию ряда исторических моментов могут спровоцировать конфликты и в других регионах страны. Например, отметила Филиппова, взгляд из Москвы на роль казачества наверняка не разделяют все народы Северного Кавказа, которые ввели Дни памяти и скорби в память о Кавказской войне. В Поволжье свое слово, по мнению историка, еще скажут башкиры.
Что касается Татарстана, то Нарышкину, судя по всему, удалось успокоить ученых мужей. Его предложение местным профильным институтам активно участвовать в обсуждении концепции учебника нашло самый живой отклик у принимавших участие во встрече со спикером ученых и чиновников. Так, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин предложил Нарышкину "вместе работать над очищением истории от всех вымыслов, политической лжи" и сотрудничать с Казанским федеральным университетом. А госсоветник главы республики, бывший президент Татарстана Минтимер Шаймиев вызвал смех в зале предупреждением о том, что если не заниматься историей, то "фильм "Орда" может стать многосерийным". Он отметил, что появился "определенный оптимизм на возможность совместной работы над нашей судьбоносной общей историей".
Как известно, авторы концепции единого учебника изначально сошлись во мнении о том, что в отечественной истории действительно имеется немало спорных и сложных для трактования моментов. Так, ранее в проекте концепции в непростые были записаны несколько десятков событий и персоналий, в том числе вопрос о личности Сталина и его роли в истории Отечества. А как недавно отмечали участники "круглого стола" в Госдуме, посвященного единому учебнику, концепция содержит множество "нестыковок и подводных камней", устранить которые за июль и август (по плану, авторов будущего учебника будут выбирать осенью), в пору отпусков "практически невозможно".