НТВ

Информация о том, что в Нижегородской области якобы умер ребенок, так и не попавший к американским усыновителям, - ложь и провокация, заявляют уполномоченные по правам детей. Межведомственная проверка, проведенная после того, как эти сведения в начале июня распространились по СМИ, показала, что за последние несколько лет в регионе не умирали дети-сироты с синдромом Дауна, заинтересовавшие иностранных усыновителей, сообщает пресс-служба уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова. Комиссия "не нашла никаких следов", которые указывали бы на существование такого ребенка, говорится на сайте.

"Появление в СМИ такой непроверенной информации - это сродни провокации. Говорить о Нижегородской области в данном контексте, где ситуация с иностранным усыновлением более чем спокойная, - это просто неприлично", - прокомментировала агентству НТА Приволжье областной детский омбудсмен Надежда Отделкина.

О провокации заявила "Известиям" и инициатор так называемого "закона Димы Яковлева" депутат-единоросс Екатерина Лахова. "Заинтересованные стороны хотят очернить закон. Кроме того, они ищут обходные пути, пытаясь наладить отправку российских сирот в США через европейские страны. На самом же деле нет никакой трагедии в том, что 50 детей не отдали на усыновление американцам. Все они живы и здоровы", - заверила она.

Координатор проекта "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская сочла ситуацию в целом "потрясающим цинизмом": все это не имело бы резонанса, если бы не было связано с иностранными усыновлениями. А сомнений в достоверности расследования, проведенного властями, по ее словам, быть не должно: если процедура усыновления уже началась, то документы должны были находиться в суде и "скрыть их было бы проблематично".

Сведения о якобы умершем ребенке появились 31 мая в издании "Коммерсант Online", причем как бы "вскользь" - коротким абзацем в середине довольно объемной статьи. "У него был сложный порок сердца, врачи не сразу его распознали, и ребенок умер. Никто не знает, где его похоронили. Волонтеры боятся об этом говорить. И написать запрос руководству конкретного учреждения о том, что случилось с ребенком, нельзя: волонтеры боятся потерять единственную возможность приходить в детский дом", - говорилось в нем.

Также в материале сообщалось, что под "сиротский" закон попали шесть американских семей, которые должны были усыновить в России четверых детей с синдромом Дауна, одного ребенка с ВИЧ, одного - с ДЦП.

Однако у детских омбудсменов другие данные: всего к усыновлению американцами в 2012 году готовились три девочки. Две - с синдромом Дауна и одна с ВИЧ. Однако во всех трех случаях потенциальные родители так и не подали в суд документы. Все девочки живы: шестилетняя Ольга находится в Замятинском детском доме, трехлетняя Василиса в Нижегородском доме ребенка, а восьмилетняя Светлана обучается в Нижегородской школе-интернате №1, рассказала РИА "Новости" Надежда Отделкина. То же подтверждает и пресс-служба Астахова.

Все три девочки в полном объеме получают качественные медицинские и социальные услуги, обеспечены необходимыми лекарствами, рассказала региональный омбудсмен агентству НТА-Поволжье. В целом, по ее словам, сами нижегородцы все чаще берут в свои семьи детей-сирот, уже давно составляя достойную конкуренцию иностранным усыновителям. "В 2012 году только 4 ребенка были усыновлены гражданами США, тогда как еще пять лет назад таких детей было 44. В то время как в прошлом году 74% всех детей усыновлено именно гражданами России. Разница очевидна", - заключила она.