bg.ru

Отдел информации Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Москве в начале ноября в здании бывшего кинотеатра "Перекоп" открыл выставку восковых фигур "На грани…", посвященную "пропаганде здорового образа жизни и отказу от употребления наркотиков".

Экспозиция состоит из двух десятков восковых фигур, иллюстрирующих страдания от употребления наркотических веществ и токсикомании, одного настоящего безмозглого анэнцефала в формалине, нескольких настоящих заформалиненных человеческих органов и четырехминутного документального фильма о безрадостной жизни трущобных наркоманов. У дверей вместо указателя стоит восковая фигура усатого человека, переодетого в костюм циркового дрессировщика львов. Как выясняется, это знаменитый наркоман и певец Фредди Меркьюри.

Экскурсовод Евгений Смирнов рассказал "Большому городу", что на создание одной восковой фигуры уходит около четырех месяцев, это очень кропотливая работа. Используются только настоящие человеческие волосы. Глаза - это настоящие человеческие глазные протезы, а зубы - зубные протезы.

Выставка работает ежедневно без выходных и перерывов на обед до конца года. Каждый день выставку в среднем посещают 10 человек. Выставка была создана в 2002 году, автор идеи и организатор - Ассоциация музеев восковых фигур Санкт-Петербурга. С тех пор при поддержке Госнаркоконтроля она побывала в 20 городах России.

Первый экспонат. На низкой кушетке, покрытой циновкой, полулежал восковой китаец в расшитых золотом одеждах и почему-то грязных белых спортивных носках. Левой рукой китаец держал длинную бамбуковую трубку. В трубке был явно не табак, а наркотики. Причем, судя по исключительно счастливой улыбке китайца, наркотики были весьма качественными. Рядом с кушеткой сидел второй восковой китаец, державший наготове серную спичку с синей головкой.

Китайцы иллюстрируют собой процесс зарождения наркомании. На опий их подсадили англичане несколько веков тому назад. Если опустить подробности колониальной коммерции и термины вроде "положительного торгового сальдо", дело обстояло следующим образом. Приехавшие к китайцам англичане покупали у местных жителей серебро. А китайцы у англичан ничего не покупали, потому что ничего особо интересного у англичан не было. И тогда англичане решили подсадить китайцев на опиум. После этого англичане продолжили вывозить серебро, за которое расплачивались бенгальским опиумом. В результате англичане богатели, а китайцы становились законченными наркоманами.

Композиция "Зеркало наркомана" состоит из четырех фигур. Перед пустой рамой какой-то неприятного вида хмырь со шнобелем что-то протягивает подростку в спортивной куртке. За рамой находился полуразложившийся труп, одетый в точно такую же рубашку, только вот шнобель вместе с половиной лица отсутствовал. И тянулся этот полутруп не к мальчику, а к лысеющему старику, одетому в такую же, как и у мальчика, спортивную куртку.

Как рассказал экскурсовод Евгений Смирнов, тот, кто в рубашке - это наркоторговец, а в зеркале видно, что он - это Смерть. А в случае с подростком зеркало показывает, что ребенок, пробующий наркотики, - старик.

Следующая группа состояла из двух молодых людей и одной девушки. Молодые люди, судя по всему, принадлежали к разным социальным группам. Тот, который сидел, был отдаленно похож на молодого Григория Явлинского. Второй, который стоял, явно был парнем с рабочих окраин, одетым на рынке "Динамо" по моде осенне-зимнего сезона 1995 года.

В руке у молодых людей было по грамотно забитому в папиросные гильзы косяку. У откинувшейся на спинку стула барышни с закрытыми глазами в руке, напротив, был инсулиновый шприц, каким обычно пользуются диабетики. В ее фигуре показан человек, который первый раз укололся. Эти композиция должна опровергнуть, что так называемые "легкие наркотики", к которым относится марихуана, не вызывают зависимости.

Далее три восковые фигуры разместились в углу. Угол был оформлен под помесь неопрятного подвала с полуразрушенной коммунальной кухней: трубы со свисающей клочьями изоляцией, заляпанная краской раковина со сколотой эмалью, куча тряпья на полу, две неухоженные безумные женщины в грязных одеждах со шприцами в руках и кто-то третий, неопределенного пола, кому шприца с наркотиком не хватило, высовывает из этой кучи грязного тряпья страшную скорченную руку.

Следующая стадия. Девушка-наркоманка походит на покойного императора Павла I. Она сидит на стуле, обутая в один тапок, и протягивает высохшие руки. Внутренняя сторона левой руки вдоль вен была испещрена следами от незаживающих уколов. На шее виднеется нарыв. Волосы и брови стали рыжего цвета, лицо осунулось. Больничный халат висит мешком. Сидящий напротив пациентки врач смотрел на нее с плохо скрываемым отчаянием: было ясно, что в этой стадии вылечить молодую наркоманку, выглядящую лет на 60, уже невозможно. Скульптор как следует поработал с деталями: тапка на правой ноге отсутствовала не просто так - на ступне чернела незаживающая гангрена.

Следующая композиция изображала фрагмент подвала, в котором милиционер и доктор соответственно задерживали и осматривали двух несовершеннолетних токсикоманов. Если нюхать клей, то через два месяца у токсикомана растворяются оболочки головного мозга, пояснил экскурсовод. Особенно хорошо скульптору удались сопли и слюни, вытекающие из маленького подвального токсикомана. С улицы через окно в подвал с интересом заглядывает маленькая девочка.

Последняя группа восковых фигур наглядно демонстрирует тот факт, что наркоманами не только становятся, но и рождаются. Только что родившая мать-наркоманка приподнимается с каталки посмотреть, что же она натворила. Врач держит новорожденного наркомана с двусторонним незаращением верхней губы и жуткими нарывами по всему телу.

Евгений Смирнов рассказал, что иногда посетители выставки падают в обморок, причем чаще всего это происходит как раз перед данным экспонатом. Для таких случаев у него под рукой имеется аптечка с нашатырем.

К восковым фигурам прилагается некоторое количество настоящих человеческих органов в формалине (например, легкое курильщика) и даже один заформалиненный целиком безмозглый человеческий анэнцефал. Еще есть несколько масок лиц с проявлением различных заболеваний, от которых наркоманы страдают чаще, потому что, например, пользуются грязными иглами.