Группа российских и американских ученых заявила в понедельник, что ею был получен самый тяжелый из когда-либо созданных в лаборатории элементов. Частица этого вещества, просуществовала менее одной тысячной доли секунды. Тем не менее, элемент будет поставлен в конец периодической системы Менделеева и заставит задуматься о необычных новых элементах, которые могут находиться следом за ним, пишет во вторник The New York Times.
Согласно существующему соглашению, элемент останется безымянным, пока его существование не будет подтверждено другими лабораториями. К настоящему моменту новое вещество известно как 118-й элемент - по числу протонов в ядре, которое больше, чем в любом другом существующем в природе или полученном в лаборатории элементе. Элемент 118 расположится сразу под радоном в подгруппе периодической таблицы, куда входят инертные газы. Российские ученые предлагают назвать новый элемент "Московий".
Полученные результаты были встречены другими специалистами в данной области радостно, но с осторожностью, особенно, учитывая непростую историю 118-го элемента, отмечает американское издание. Другая лаборатория, Национальная лаборатория Лоуренса в Беркли (Калифорния), уже заявляла об открытии данного элемента в 1999 году, однако спустя два года отозвала свое заявление после того, как в ходе расследования было установлено, что один из ученых - доктор Виктор Нинов - сфабриковал данные. Позднее Нинов был уволен.
Доктор Кен Муди, ведущий американский исследователь, принимавший участие в работе, заявил, что было сделано все возможное с целью уберечься от фальсификаций, анализ проводился независимо в России и в Соединенных Штатах. Отчет группы о предполагаемом открытии был принят престижным научным журналом Physical Review C, после того как другие специалисты высказали свое мнение, рассказал редактор журнала, доктор Джонатан Линэган.
Однако происходящее связано не столько с опасениями подлога, сколько с обычной осторожностью ученых, которая заставляет некоторых из них воздерживаться от оценки. Российская лаборатория и ее сотрудники сообщили об открытии пяти элементов - 113-го, 114-го, 115-го, 116-го, а теперь и 118-го - но ни одно из этих открытий не подтверждено другими учеными, продолжает The New York Times. (Полный текст статьи на сайте InoPressa.ru.)
"Следует быть чрезвычайно осторожным в отношении подобных радостных заявлений", - говорит доктор Витольд Назаревич, теоретик в области ядерной физики из Университета штата Теннеси, работающий в Окриджской национальной лаборатории. "Это происходит не из-за того, что кто-то что-то неправильно сделал. Дело в том, что имеют место очень тонкие измерения - на грани статистической погрешности", - пояснил Назаревич.
Группа, получившая новый элемент, которая состоит из ученых Ливерморской национальной лаборатории Лоуренса в Калифорнии и представителей Объединенного института ядерных исследований в российском городе Дубна, заявила о получении трех атомов нового элемента в течение полугода экспериментов по синтезу его из более легких элементов. Ученые также говорят, что полученные результаты дают надежду на приближение к давно предсказанному "острову стабильности", состоящему из еще более тяжелых элементов, время жизни которых дольше и которые, возможно, обладают новыми, необычными химическими свойствами.
"Это существенно расширяет границы существующего материального мира", - сообщил в своем электронном письме доктор Юрий Оганесян. Он является директором Лаборатории ядерных реакций при институте им. Флерова в Дубне, где проводились эксперименты с использованием циклотрона - циклического ускорителя заряженных частиц. В свою очередь исследовательница из Ливермора, доктор Нэнси Дж. Стойер, сообщила, что, по расчетам группы, вероятность того, что полученные результаты являются последствием статистической ошибки, составляет одну стотысячную. "Мы более чем уверены", - подчеркнула Стойер.
Другие ученые-экспериментаторы сообщили, что никаких явных несоответствий в работе нет. "Я полагаю, что имеющиеся у них доказательства убедительны, - сказал, в частности, доктор С. Конрад Гельбке, директор Национальной лаборатории Мичиганского университета, изучающей применение сверхпроводимости в ускорителях. - Все выглядит неплохо".
Эксперименты, проводившиеся российскими учеными с помощью циклотрона, включали бомбардировку мишени из калифорния, содержащего 98 протонов, атомами кальция, содержащими 20 протонов. В результате этого, как надеялись ученые, частицы должны были слипнуться, словно комочки клейкой массы, объяснил еще один участник эксперимента из Ливермора, доктор Доун А. Шоунесси.
В исключительно редких случаях они соединились. После 10 миллиардов бомбардировок детекторы обнаружили, что два набора протонов соединились, породив в результате 118-й элемент. Вес элемента определяется общим числом протонов, которые имеют положительные заряд, и нейтронов, не имеющих заряда, в ядре атома. По этому показателю новый элемент также является самым тяжелым из когда-либо созданных.
Доктор Гельбке считает, что есть одна убедительная причина, по которой российская лаборатория опередила всех конкурентов в мире. По его словам, ученые данной лаборатории обладают высокой квалификацией в обращении с калифорнием, радиоактивным и опасным для несведущих элементом. "Лично я бы не стал с ним работать, - отметил доктор Гельбке. - Для большинства людей это довольно опасное вещество".
Если полученные результаты будут признаны, то они станут еще одним шагом в достижении "острова стабильности", который, согласно предсказаниям теоретиков, составляет группа сверхтяжелых элементов периодической таблицы. Ядра имеют оболочечное строение, и наиболее стабильные атомы содержат так называемые "магические числа" протонов и нейтронов, которые составляют закрытую, или заполненную, оболочку. Числа 2, 8, 20, 28, 50 и 82 являются магическими как для протонов, так и для нейтронов. Самым высоким магическим числом для нейтронов является 126, так что обычный свинец, содержащий 82 протона и 126 нейтронов, является самым тяжелым из "дважды магических", то есть особо устойчивых, изотопов в периодической таблице.
Однако теоретики предсказывает, что существуют и другие элементы с закрытой оболочкой, расположенные дальше всех известных на настоящий момент элементов, включая последний. "Это как Плам-Айленд у оконечности Лонг-Айленда, - пояснил главный редактор Physical Review доктор Мартин Блюм. - Вы идете туда, затем море, а потом Плам-Айленд". Предполагается, что следующее магическое число для нейтронов равняется 184, однако это пока невозможно подтвердить экспериментально. При этом среди ученых нет единого мнения по вопросу о следующем магическом числе для протонов. "Мне кажется, есть основания для ведения поисков в данном районе, - считает доктор Блюм.
Российские ученые предлагают назвать новый элемент "Московий"
Синтез 118-го сверхтяжелого элемента периодической таблицы Менделеева стал большим вкладом ученых России и США в фундаментальную науку, заявил во вторник ИТАР-ТАСС заместитель директора Объединенного института ядерных исследований в Дубне Михаил Иткис, комментируя открытие нового элемента. "Работа над синтезом 118-го элемента длилась несколько лет. Это не первое открытие, достаточно сказать, что в 1999-2005 годах ученые нашего института открыли с зарубежными коллегами пять новых химических элементов, включая 118-й", - отметил Иткис.
По его словам, открытие нового элемента стало возможным благодаря эксперименту на дубнинском ускорителе элементарных частиц в феврале-июне 2005 года. "О важности проведенных научных работ свидетельствует тот факт, что Госдепартамент США дал специальное разрешение на использование в эксперименте тяжелых изотопов тюрий и плутоний", - пояснил Иткис.
Российские ученые еще несколько лет назад, когда началась подготовка к экспериментам, предложили назвать его "Московий", мотивируя это тем, что губернатор Подмосковья Борис Громов трижды выделял ученым Объединенного института ядерных исследований в Дубне гранты общей суммой около 1 млн долларов на ведение экспериментов именно в этой сфере. Однако решать вопрос о названии нового элемента будет Международный союз по чистой и прикладной химии.
Институт ядерных исследований в Дубне объединяет 18 стран-участниц. Четыре страны, в том числе недавно присоединившаяся Южно-Африканская Республика, входят на правах ассоциированных членов. Институт поддерживает связи почти с 700 научными центрами и университетами в 60 странах мира. В ОИЯИ работают 5500 человек, из них 1200 научных сотрудников.