Архив NTVRU.com

Следователи Генеральной прокуратуры России заявили, что они опознали тела еще двух членов погибшего экипажа подводной лодки "Курск". Речь идет о командире экипажа капитане 1-го ранга Геннадии Лячине и начальнике штаба седьмой дивизии Северного флота - старшем в походе на борту "Курска" капитане 1-го ранга Владимире Багрянцеве. Таким образом, на данный момент опознаны 92 из 94 обнаруженных останков погибших моряков "Курска".

Громкое заявление сделал сегодня по результатам работы следственной группы на атомоходе генпрокурор России. Владимир Устинов заявил, что в ходе расследования уголовного дела о гибели "Курска" выявлены серьезные нарушения, как со стороны командования Северного Флота, так и со стороны экипажа погибшей субмарины.

Тем не менее, Устинов заявил, что причин "наследственной связи" между гибелью "Курска" и действиями командующего Северным флотом адмирала Вячеслав Попова в ходе расследования не установлено.

Речь идет, прежде всего, о нарушениях, которые касаются регламента и подготовки проведения военно-морских учений. И отвечая на вопрос агентства "Интерфакс", что Устинов имел в виду, говоря о разгильдяйстве, он ответил, что в ходе расследования выяснилось, что экипаж "Курска" много лет ходил в море с отключенной системой аварийного выброса антенны. Кроме того, по его словам, не была включена сигнализация аварийного буя.

Генпрокурор также сообщил, что следственные бригады получили ответ и на вопрос, почему из 8-го отсека не был выпущен аварийный буй. "Это было невозможно по объективным и субъективным причинам", - сообщил Устинов.

Следствие обнаружило эксплутационные и заводские недостатки в креплении буя. Например, не было снято одно крепежное устройство, которое не позволило бую всплыть. Следственные бригады выяснили также, почему часть экипажа, которая оставалась в 9-ом отсеке, не использовала спасательный аппарат.

По словам Владимира Устинова, на "зеркальной" площадке над люком 9-го отсека были обнаружены сколы, из-за которых не мог быть осуществлен присос спасательного аппарата. Специально назначенная экспертиза разбирается, когда именно появились эти сколы, сообщил генпрокурор.

В день гибели атомохода "Курск" на нем была отключена аппаратура магнитофонной записи "Снегирь", записывающая переговоры подводников по громкой связи, сообщил Устинов.

Он пояснил, что в соответствии с планом проводившихся 12 августа 2000 года учений сил Северного флота подводная лодка "Курск" должна была с 11 часов 40 минут до 13 часов 40 минут осуществить учебную торпедную атаку авианесущей надводной группы кораблей.

Согласно технологии, отметил Генпрокурор, подготовка к стрельбам должна была начаться в 9 часов 40 минут. Аппаратура "Снегирь" во время подготовки должна была быть включена на запись. Однако "тумблер на аппаратуре магнитофонной записи в момент обнаружения ее следственной бригадой был в положении "выключен", сказал Устинов. Для выяснения причин этого проводится экспертиза.

Касаясь другой версии, Владимир Устинов сообщил, что иностранных кораблей в районе аварии атомной подводной лодки "Курск" зафиксировано не было. Устинов заявил, что "никакого ни надводного, ни подводного" иностранного судна в районе гибели "Курска" моряки не зафиксировали.

Следствие также проверило слухи о том, что иностранная подлодка сбила подвсплывший аварийный буй, сообщил Устинова. По его словам, следствие выдвинуло версию, что за подвсплывающий буй была принята медуза, которых в это время года в этом районе Баренцева моря достаточно много.

Генпрокурор отметил, что в работе правительственной комиссии, созданной для расследования причин гибели АПЛ "Курск" в августе 2000 года, наступил следующий этап. Теперь необходимо дождаться результатов всех судебно-криминалистических, судебно-биологических и пожарно-технических экспертиз, а также поднятия фрагментов первого отсека АПЛ "Курск", которое намечено на май-июнь этого года.

В то же время главком ВМФ России Владимир Куроедов не видит "причинно-следственной связи" между гибелью атомохода "Курск" и допущенными в ходе учений нарушениями. Выступая в понедельник на брифинге в Мурманске, главком признал, что в ходе подготовки боевых учений Северного флота в августе 2000 года командованием был допущен ряд нарушений.

Он пояснил, что план учений был составлен не в соответствии с нормативно-правовыми документами военно-морского флота, определяющими порядок подготовки и проведения учений. "Упущения, допущенные руководством Северного флота, не способствовали благоприятному проведению учений", - сказал Куроедов.

При этом он вновь подчеркнул, что отстранение от занимаемых должностей бывшего командующего Северным флотом Вячеслава Попова и командующего Экспедицией особого назначения Владимира Моцака "не связаны с трагедией "Курска".

В то же время Устинов заявил, что в обнаруженных на борту подлодки "Курск" вахтенных документах отсутствуют сведения об аварийной обстановке или нештатной ситуации на борту атомной подводной лодки. По словам Устинова, на "Курске" найден ряд вахтенных журналов, включая журналы центрального атомного поста, черновой вахтенный журнал, вахтенные журналы управления левого и правого борта АПЛ. Последние записи в журналах помечены 11 часами 15 минутами 12 августа 2000 года. Как отметил Устинов, эта запись сделана в журнале управления левым бортом АПЛ. Кроме того, на атомоходе обнаружены ленты самописцев из 3 и 5-го отсеков. Во время проведения следственных работ на лодке найдены три записки. Однако ни одна из них, как отметил генпрокурор, никакой информации для следствия не дала.

Сообщая подробности содержания одной из обнаруженных в 9-м отсеке записок, которая была закупорена в пластиковую бутылку, Устинов сообщил, что в ней, в частности, говорилось о том, что в отсеке нет спасательных средств. Однако следователи, по словам генпрокурора, эти средства в отсеке обнаружили. Объясняя это "разночтение", генпрокурор предположил, что моряки 9 отсека не увидели спасательных средств из-за отсутствия света и задымленности отсека.

Устинов сказал, что находившиеся в 9-м отсеке подводники, по заключению криминалистической медицинской экспертизы, погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после трагедии. Однако, как заявил генпрокурор, окончательное время гибели последнего моряка будет названо после проведения всех следственных экспертиз.

Также во время работы следственная бригада Генеральной прокуратуры России обнаружила на борту "Курска" также более 430 килограммов взрывчатых веществ и 78 пистолетов.

Напомним, что генеральный прокурор России Владимир Устинов сегодня объявил о завершении следствия по делу о гибели подлодки "Курск". "Сегодня у нас уже нет тайн о том, что произошло на борту лодки", - заявил Генпрокурор России после того, как следственные действия по осмотру места происшествия были завершены.

По прибытии в поселок Росляково Генпрокурор России и главком ВМФ России Владимир Куроедов провели совещание, на котором обсуждались вопросы о дальнейшей судьбе подлодки. В частности, о ее предстоящей утилизации. Как сообщил в понедельник главком ВМФ Владимир Кроедов, атомоход "Курск" будет готов к отправке на утилизацию на заводе "Нерпа" уже к концу апреля этого года. По словам Главкома, операция, связанная с подъемом фрагментов первого отсека атомохода начнется, скорее всего в конце мая. Для этого сейчас ведется необходимая подготовка как командованием флота, так и специалистами ЦКБ "Рубин" и других организаций связанных с этой операцией. Ракетоносец с осени прошлого года стоит в доке судоремонтного завода поселка Росляково в Мурманской области.

Проект утилизации разрабатывается в ЦКБ "Рубин", где была разработана АПЛ.

На момент аварии, произошедшей 12 августа 2000 года, на борту подлодки находились 118 человек. "Курск" затонул 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море. 118 человек, находившихся на его борту, погибли.