Иностранная пресса продолжает комментировать озвученное недавно Владимиром Путиным стремление ввести государственную монополию на производство водочной продукции. Предположения о мотивах такого шага у зарубежных журналистов расходятся.
Если немецкая Die Welt приходила к выводу, что дело здесь скорее желании вернуть в казну государства большие финансовые поступления, австралийская The Age, напротив, полагает, что Путиным движет забота о здоровье нации.
В отличие от бывшего президента России Бориса Ельцина, которого многие считали пьяницей, Владимир Путин, напротив, известен своим сдержанным отношением к алкоголю, пишет The Age (перевод публикует сайт Inopressa.ru).
Поэтому не стало большим сюрпризом его недавнее заявление, в котором он озвучил свою озабоченность по поводу алкоголя. По словам российского президента, в России только от отравления алкоголем и, прежде всего, его суррогатами, ежегодно умирает около 40 тысяч человек. По другим данным, 85% промышленного спирта, производимого в стране, местное население употребляет внутрь. Трудно сказать, как это можно было вычислить, но спиртное всегда было проклятием для России, пишет The Age.
По мнению издания, проблема имеет два аспекта: что пьют россияне и как они это пьют.
В целом 16 литров алкоголя в год для среднего взрослого россиянина - это не больше, чем приходится на долю какого-нибудь француза. Однако русские добирают за счет чистого спирта, к тому же они пьют запоями, пишет The Age.
Такой режим употребления алкоголя гораздо опаснее, чем регулярное употребление чего-то менее крепкого. И в то же время раньше в России водку продавали в бутылках с крышечками, которые обратно надеть было невозможно. Это, разумеется, никак не способствовало умеренности. Водка, отмечает The Age, безусловно остается национальным российским напитком.
Русские частенько пьют ее стаканами, иногда превращая это в соревнование. Три года назад в результате такого конкурса в одном провинциальном городе все вышедшие в финал участники угодили в больницу. А победитель лишился сознания и в конце концов скончался от алкогольного отравления. Он не смог получить заслуженный приз, который представлял собой непременный ящик водки.
Президент Путин не первый, кто пытается умерить эту русскую жажду. В прошлом власти уже проводили антиалкогольные кампании.
Последняя серьезная попытка была предпринята 20 лет назад, когда Михаил Горбачев издал "Указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом". Меры в рамках этого указа были обращены к импульсивному желанию напиться. Производство водки было сокращено вдвое. Количество пунктов продажи алкогольной продукции было без предупреждения урезано, а часы торговли сокращены до пяти часов в день. Результатом стало то, что люди просто больше времени стали проводить в длиннющих очередях.
Кроме того, заядлые алкоголики переключились на доступные спиртсодержащие напитки. Увеличились продажи парфюмерной продукции, а в больницах возник дефицит медицинского спирта. Среди других заменителей водки оказалась жидкость для мытья окон, дезодорант для ног, дезинфицирующая жидкость и антифриз.
Дефицит также вынудил людей изготовлять алкоголь самим, практика самогоноварения по-прежнему процветает. Сейчас незаконное производство алкоголя, по некоторым оценкам, превосходит легальное производство. При этом The Age задается вопросом, откуда чиновники получили эти данные.
Хотя принадлежащие государству спиртзаводы и так владеют 50% рынка, Путин планирует вернуть государственную монополию на алкоголь.
При общей сумме продаж водки - по оценкам, 12 млрд долларов в год - это было бы неплохой прибавкой для государственного бюджета. Но это означало бы также риск спровоцировать развитие подпольных спиртзаводов.
Существующий подход, видимо, заключается в минимизации вреда, пишет издание. Водкой торгуют только в лицензированных магазинах, а пиво рассматривается как слабоалкогольный напиток и продается в каждом киоске. Это тот случай, когда надо выбирать из двух зол.
The Age признает, что "качество российского пива улучшилось невероятно". "Даже некогда совершено отвратительные марки, такие как пиво "Жигулевское", сейчас - вполне достойные напитки", - пишет газета. При этом она отмечает, что в пивной индустрии для потребителя все продумано, а именно "для более сильной жажды предусмотрены двухлитровые пластиковые бутылки - они и в транспортировке легче, и не представляют смертельной опасности в драке".