Мать солдата, забитого до смерти сослуживцами, выиграла гражданский процесс против Министерства обороны, пишет Газета GZT.ru. Чкаловский районный суд Екатеринбурга постановил выплатить ей 500 тысяч рублей. Изначально Зинфира Лазарева требовала 10 миллионов.
Ее сын Ярослав Лазарев был призван в армию в 2002 году и проходил службу в разведроте военной части № 69771, расположенной в Свердловской области. По уверениям родственников, Ярослав мечтал сделать военную карьеру - в морской пехоте, ВДВ или разведке.
Прослужив год в части, 4 декабря 2003 года он был до смерти забит двумя сослуживцами - рядовым Александром Чефоновым и сержантом Виктором Маером. При этом, по данным следствия, избиение происходило по приказу командира роты Дениса Шаковца. Жертву распяли, привязав к решетке в оружейной комнате. Лазарева избивали несколько часов кулаками и дубинками, а также пропускали через его тело электрический ток.
Лазарев скончался на следующий день от болевого шока. Убийцы Ярослава, сержант Маер и рядовой Чефонов, получили всего по восемь лет колонии строгого режима. (Сержант Маер получил 8, 5 лет заключения и лишение права занимать командные должности в течение двух лет.) При этом командир роты отделался условным сроком.
Для того, чтобы привлечь виновных к суду и добиться компенсации, мать убитого солдата вынуждена была обратиться к правозащитникам. Фонд "Право матери" цитирует письмо Зинфиры Лазаревой об участи ее сына: "В части они пинали его коваными сапогами, отчего у него вытек глаз, затем привязали к решетке оружейной комнаты солдатскими ремнями, распяв его как Христа, стали пропускать по нему электрический ток, затем опять били долго и изощренно. (...) Их было много, посадили только двоих, сам же Шаковец, отдавший приказ привязать моего сына к решетке, отделался условным сроком. Когда я спросила его, почему он меня обманул, он ответил, что не участвовал в этом, а ушел спать в свою комнату и ничего не слышал. Я была в его комнате, там невозможно спать, он мог и должен был слышать крики о помощи, мат, ругань и звуки ударов. (...) Никто не принес мне соболезнований, никто не извинился, никто не ответил, за что так страшно убили моего сына. Кто-то говорил, что мой сын что-то узнал, чего не надо было знать, за это его и пытали. (...) Когда я, получив страшную телеграмму о гибели сына, приехала опять в часть, то никого не могла найти: ни командира дивизии, ни командира роты, ни командира батальона. Все спрятались в свои норы, никто со мной не поговорил. С трудом я выяснила, что труп моего сына находится в гражданском морге. Когда я туда прибыла, оказалось, что моего ребенка привезли туда абсолютно голым. (...) Домой тело привезли 12 декабря ночью. Гроб с телом сняли с машины и уехали", - рассказывала мать жертвы.
По данным того же источника, Ярослав Лазарев жил не на территории военной части, а на съемной квартире и занимался торговлей на рынке. В конце ноября мать получила из части телеграмму, сообщавшую, что сын самовольно покинул территорию части. Когда Зинфира приехала в начале декабря в часть, ее встретил командир роты Шаковец, который дал ей слово офицера, что местонахождение Ярослава ему известно, с ним все в порядке, он вернет Лазарева в часть и известит мать телеграммой через неделю, за что взял с нее три бутылки водки. Через неделю мать действительно получила из части телеграмму… о смерти Ярослава.
Выяснилось также, что в день избиения за Ярославом на квартиру, которую он снимал, приехали рядовой Чефонов и командир роты Шаковец, не стесняясь свидетелей, избили его и увезли в часть в багажнике машины. В части они продолжили избиение Лазарева, привязав его к решетке оружейной комнаты. При этом, по утверждению JustMedia, Ярослав Лазарев был пьян.
Правозащитники недовольны размером компенсации, который определил суд. По их словам, Лазарева больна и выданных денег не хватит и на лекарства. А сама Лазарева заявила, что 10 миллионов рублей требовались ей, чтобы воздвигнуть часовню в память сына, а также установить в казарме мемориальную доску, напоминающую о гибели Ярослава и других случаях дедовщины, происходивших в той же части. При этом, по данным "Комсомольской правды", военные пытались еще и торговаться, утверждая, что могут заплатить лишь 200 тысяч рублей. Решение суда вступит в законную силу через 10 дней, если не будет обжаловано какой-либо из сторон.
Напомним, что, по данным Министерства обороны России, за первое полугодие 2007 года в армии в условиях мирного времени погибли 223 военнослужащих.