НТВ

Глава общественной организации "Гражданское достоинство" Элла Памфилова неожиданно для себя оказалась замешанной в подготовке "третьего дела ЮКОСа", о котором говорят уже не первый месяц. Пока доподлинно известно лишь, что СКР проявляет к ней активный интерес. Но информированные источники уверяют, что Памфилова заинтересовала следствие именно в рамках "дела экспертов".

"Я побывала в Следственном комитете во вторник, где была опрошена. Однако о сути этой беседы я сказать не могу, поскольку дала подписку о неразглашении", - сказала Памфилова "Интерфаксу". Вместе с тем она отметила, что вызов в СКР вызвал у нее недоумение, поскольку "для следователя она не могла представлять никакого интереса и ей нечего было сказать по существу дела".

Источник "Интерфакса", знакомый с ситуацией, сообщил, что речь, скорее всего, идет именно о "деле экспертов". Как ранее стало известно журналистам, для предотвращения освобождения в 2014 году Михаила Ходорковского следствие якобы готовит "третье дело ЮКОСа". В основу его, по некоторым данным, может лечь вердикт экспертов, вынесенный по "второму делу".

В 2011 году, как известно, приговор Ходорковскому и Платону Лебедеву был признан ими незаконным. Такое решение правозащитников могло быть "куплено" на деньги ЮКОСа, поступившие из-за границы, - теоретически могли подумать следователи. Кроме того правоохранители могли посчитать, что правозащитники, зачастую добивавшиеся смягчения УК РФ, могли действовать также в интересах и за деньги Ходорковского. Если данная тема СКР действительно заинтересовала, то становятся понятными вызовы на допросы участников той памятной экспертизы.

"Дело экспертов" как предупреждение экспертам

Есть еще одна версия раскручивания "дела экспертов", не исключающая первой, - если, конечно, допускать, что такой процесс идет. Слишком разговорчивых экспертов предупреждают: надо держать язык за зубами, предполагает "Независимая газета". Эта же политика применяется и в отношении глав некоторых НКО, например, претензии к социологам "Левада-Центра" заключаются в том, что они не просто собирают данные, но и комментируют их, отмечает издание.

По некоторым данным, первые следственные действия в отношении экспертов начали проходить еще в прошлом году. Весной года нынешнего факт работы следствия по этому направлению фактически подтвердил один из участников экспертизы, бывший ректор РЭШ Сергей Гуриев, спешно покинувший страну и заявивший, что "лучше в Париже, чем в Краснокаменске", где отбывает наказание Ходорковский. А с недавних пор эксперты зачастили с визитами в СКР. Так, в гостях у правоохранителей уже побывали старший научный сотрудник Института экономики и международных отношений РАН Михаил Субботин и экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова. Они подтверждали журналистам, что в ходе бесед со следователями речь шла именно о ЮКОСе.

"Не поняла, зачем вызывали"

Вот и директор Института прав человека Валентин Гефтер, также недавно посетивший дом 2 в Техническом переулке, рассказал "Независимой газете": по мнению следствия, члены президентского Совета по правам человека способствовали модернизации (читай - либерализации) уголовного законодательства в интересах определенной группы лиц.

"И теперь правоохранители выясняют: в чьих же интересах мы способствовали такой странной процедуре, как модернизация с либеральным уклоном в отношении уголовного законодательства? - заявил Гефтер. - Следуя логике наших собеседников в СК, принятие этих законов способствовало ослаблению или уходу от уголовного наказания людей, которые первоначально были задействованы в "деле ЮКОСа". Исходя из этого логического кунштюка, они интересовались - как это мы осуществляли, по отдельности или вместе, такого рода подрывную деятельность".

Никого из опрошенных ни в чем не обвиняют, отметил Гефтер, который проходит по делу как свидетель. Что касается Памфиловой, то и в беседе с НГ она отказалась сообщить подробности допроса, отметила лишь, что "не поняла, зачем вызывали".

Бывшая глава СПЧ, ныне в сцепке с администрацией Владимира Путина занимающаяся распределением среди НКО государственных грантов, при этом отметила: "Сложилось впечатление, что приглашение - целиком инициатива следствия... Похоже, в Кремле правая рука не знает, что делает левая..."