Вести

Газета "Известия" в пятницу публикует рассказы тех, кому посчастливилось выжить в катастрофе Ан-24, разбившегося в Ненецком автономном округе. Крушение самолета унесло 28 жизней, 24 человека выжили (СПИСКИ пострадавших). Всех погибших опознать вряд ли удастся, настолько обгорели тела. Очевидцы рассказывают, что у самолета были полные баки, и поэтому те, кто выбирался наружу, были насквозь пропитаны керосином. Когда начался пожар, эвакуировать кого-либо было уже невозможно.

"Я даже испугаться не успел, - рассказывает 34-летний пермяк Вадим Галеев. - Читал газету, а потом почувствовал удар. Начался пожар, я побежал помогать ломать дверь. Около моего сиденья лопнул фюзеляж, образовалась трещина, и те, кто поменьше, смогли в нее пролезть. Позвонил домой, сказал, что жив-здоров, руки-ноги целы. Жена еще не слышала информацию о катастрофе, я ее поспешил упредить, чтобы не волновалась. Когда я позвонил ей в следующий раз, она уже слышала по телеканалам сообщение о крушении и сказала: "С днем рождения!".

Еще более эмоционален рассказ другого чудом выжившего нефтяника. "Все погибшие в самолете - мои знакомые, коллеги по работе, - говорит Владимир из Тюмени. - Около Варандея самолет летел очень низко, накренившись на левую сторону. Когда стюардесса объявила о посадке, я пристегнул ремень и тут же внезапно почувствовал удар, он пришелся на левое крыло. Через минуту самолет загорелся. Запах гари был сильный. У тех, кто находился в передней части салона, практически не было возможности спастись. Паники не было, пассажиры помогали эвакуироваться тем, кто не способен был передвигаться. Кто-то терял сознание, кого-то тошнило. Потом к нам подбежали люди, которые находились неподалеку от места катастрофы, стали помогать вытаскивать пострадавших. Вся эвакуация длилась минут пятнадцать. Самолет был с полными баками, и внутри салона было все в керосине. Кто смог вылезти в первые десять минут, тот и остался жив. Взрыва не было, самолет просто сгорел. До последнего, пока можно было возле самолета находиться, колотили кувалдами, ломали обшивку, чтобы вытащить людей. Дома у меня остались жена и трое дочерей. Когда я оказался в медчасти Варандея, сразу же позвонил домой. Жена заплакала. Но это были слезы счастья - потому, что я остался жив".

Версии причины катастрофы

В четверг оба "черных ящика" с Ан-24 были доставлены в Нарьян-Мар, с ними работает госкомиссия по расследованию причин аварии. Точная причина катастрофы будет ясна только после их расшифровки, однако уже сейчас все больше высказывается голосов в пользу того, что основной версией может стать ошибка пилотов.

В частности, представитель Главного управления МЧС по Ненецкому округу Александр Елесин заявил "Известиям", что самолет при низком заходе на посадку зацепил шасси кучу песка и врезался в другую кучу, отстоящую от первой на 30 метров.

Похожую точку зрения высказал Юрий Давыдов, директор 2-го Архангельского объединенного авиаотряда, где работают опытнейшие полярные пилоты (в прошлом году они вывозили со льдины в Ледовитом океане терпящих бедствие полярников станции "Северный полюс-32"). "Там очень сложно летать, - пояснил Давыдов. - Это зимняя тундра: белая земля, белые льды океана. Пропадает граница между небом и землей. Может быть, летчики промахнулись при заходе на посадочную полосу, пошли на второй круг и снизились, чтобы точнее идти по приводу".

Однако есть и другие версии. "По словам очевидцев, самолет падал и зацепил кучу песка уже при падении", - заявил и.о. главного инспектора по безопасности полетов Нарьян-Марского авиаотряда Михаил Бондарь.

"Известиям" удалось выяснить, что дочерние предприятия "Лукойла", чьи работники летели на этом самолете, задействовали длинную цепочку мелких посредников, которые зарабатывали на организации рейсов нефтяников. Газета не исключает, что "это также могло привести к недостаточному контролю со стороны заказчика за техническим состоянием самолета". Цепочка действительно получилась довольно длинная. "Дочка" "Лукойла" - компания "Нарьянмарнефтегаз" обращалась в нижегородскую фирму КАС, чтобы та зафрахтовала самолет. КАС, в свою очередь, - в компанию "Региональные авиалинии" города Кемерово, которая по сертификату эксплуатанта имела только три далеко не новых самолета Ан-24 и два вертолета Ми-2. В свою очередь, "Региональные авиалинии" арендовали самолет у компании "Кузбассавиафрахт".