Мосгордума приняла законопроект, который значительно усложняет процедуру проведения референдумов на территории столицы России. Городские парламентарии приняли во втором, окончательном чтении закон "О референдумах в Москве".
Инициатором его принятия выступило правительство столицы. Согласно новому закону, на референдум могут быть вынесены практически любые вопросы, касающиеся политической, экономической и социальной жизни москвичей. Например, пересмотр генерального плана развития районов, нового строительства, вопросы коммунальной и жилищной политики, экологические вопросы, социальные гарантии (стоимость проезда в общественном транспорте). Правда, кадровые вопросы, например смещение неугодного главы управы, на муниципальный плебисцит вынести нельзя. Референдум признается состоявшимся, если на голосование пришло 50% и более зарегистрированных "избирателей", сообщает РБК Daily.
Первое чтение законопроекта состоялось в феврале. Тогда, в частности, были введены ограничения для финансового участия в референдумах некоммерческих организаций, получающих зарубежные гранты. Ко второму чтению было предложено около ста поправок. Депутат Сергей Митрохин ("Яблоко - Объединенные демократы") настаивал на сокращении численности инициативной группы для проведения референдума до ста человек. Но думское большинство из числа "единороссов" пошло лишь на небольшие уступки, приняв поправки депутата Татьяны Портновой (фракция "Единая Россия"), заключающиеся в дифференцированном подходе.
Для проведения столичного референдума необходима инициативная группа в количестве 300 человек, а для муниципальных референдумов достаточно будет инициативной группы из 50, 75, 100 человек в зависимости от численности районного населения. Кроме того, московский закон требует, чтобы инициативная группа собрала в поддержку городского референдума 2% подписей от списочного состава избирателей (это максимум по федеральным нормам) и 5% - для проведения плебисцита районного масштаба. На все это дается не более 30 дней.
Столичные коммунисты предлагали "единороссам" снизить эту планку вдвое, дабы, как утверждал депутат Мосгордумы от КПРФ Владимир Лакеев, приблизить ее к государственной практике проведения референдума, которая требует 2 млн подписей или 1,4% от списка избирателей, пишет "Время новостей". "Требование сбора 140 тысяч подписей москвичей в короткие сроки является заведомо невыполнимым, - пытался убедить коллег Лакеев. - Соответственно и закон работать не будет".
По мнению разработчиков закона, выносимые на районный или городской референдум вопросы имеют "исключительно важное значение, поскольку касаются интересов всех жителей мегаполиса", поэтому подобные требования к инициаторам плебисцита представляются объективными. "Мы не выходим за рамки международной практики законодательства о референдумах, - утверждает заместитель председателя фракции "Единой России" Татьяна Портнова. - В некоторых штатах Северной Америки, например, необходимо собрать 50, 8 или 5%".
Представители фракции "Яблоко - Объединенные демократы" предпочли не вступать в борьбу с парламентским большинством. Лидер фракции Сергей Митрохин снял с голосования все подготовленные демократами поправки в закон, оговорившись, впрочем, что от своей позиции не отказывается, но делает это ввиду бесперспективности споров с теми, кто не воспринимает чужих аргументов.
Коммунисты и демократы: Новый закон "О референдуме" делает его проведение невозможным
Солидарно голосовавшие против коммунисты и демократы убеждены, что закон "О референдуме" в его нынешнем виде не дает возможности простым москвичам проявить свою гражданскую позицию. "Закон готовился не для граждан, а для партий", - считает Владимир Лакеев.
Разделяет это мнение и Митрохин, считающий, что слишком сложно будет собрать инициативную группу из 300 человек для проведения общегородского референдума и сотню добровольцев - для референдума районного.
Оппозиционеры считают, что их партиям стать инициаторами плебисцита по актуальным для москвичей вопросам будет очень сложно. "Пять часов длилась у нас только консультация по регистрации заявки на проведение референдума инициативной группой в 100 человек с бригадой высококвалифицированных и весьма дорогих нотариусов, - поделились опытом попытки провести плебисцит на федеральном уровне коммунисты. - А если группа будет из 300 человек, понадобятся все 15 часов".
В Москве просто невозможно провести референдум, заявил "Ведомостям" исполнительный секретарь комитета защиты москвичей Алексей Навальный, который сам в 2003 году пытался организовать местный референдум об отношении к нефтеперерабатывающему заводу в Капотне. Он не знает ни одного случая в Москве, когда инициативники дошли хотя бы до стадии сбора подписей - в московском избиркоме его тему назвали не разрешенной законом. Если же эту стадию кто-то пройдет, то любых инициативников можно легко остановить на стадии проверки подписей, придравшись к чему угодно. В результате референдум может провести только сама московская власть, отмечает Навальный.
Оппозиционным партиям помешает установленный 30-дневный срок для сбора подписей, в который, по мнению Лакеева, сможет уложиться только партия власти с ее административным ресурсом.
"Единороссы", в свою очередь, убеждены, что все возможные уступки они сделали. Например, численность инициативной группы на местном референдуме будет дифференцироваться в зависимости от количества живущих в районе избирателей.
Представители "Единой России" в Мосгордуме аргументировали свою позицию заботой об избирателях. А точнее, о налогоплательщиках, которым референдум будет стоить очень дорого - по оценке Московской городской избирательной комиссии, плебисцит оценивается примерно в 150 млн рублей. К тому же в России решение референдума имеет законодательную силу. Именно поэтому, по словам Татьяны Портновой, "единороссы" так скрупулезно подошли к закону и тщательно его "выверили".
По словам руководителя департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислава Туровского, в столице сложилась парадоксальная ситуация. "Москву принято считать самым политически активным городом. Но раз за разом принимаются законопроекты, которые ставят под жесткий контроль политическую активность москвичей", - считает он.