НТВ

На этой неделе должна появиться подписанная президентом "программа развития атомной промышленности" России. Об этом стало известно после прошедшей в президентской резиденции в Ново-Огарёве встречи с президентом России Владимиром Путиным всех руководителей ядерного комплекса.

Причем, согласно предположениям газеты "Версия", аналогично последовательному огосударствлению нефтяной отрасли, которое идёт на наших глазах, произойдет переход под госконтроль и атомной отрасли. Подобно тому как "Роснефть" отдана под кураторство Игоря Сечина, а за "Газпром" отвечает Дмитрий Медведев, так и Сергей Собянин, скорее всего, будет "смотрящим" за всем атомным хозяйством страны. Всё, что сейчас происходит, по мнению специалистов, напоминает восстановление советского Средмаша, контролировавшего атомную энергетику СССР, пишет издание.

Напомним, что в конце мая начальник президентской администрации возглавил совет директоров корпорации "ТВЭЛ" (крупнейший в мире производитель ядерного топлива). Он присутствовал и на новоогарёвском совещании атомщиков. На этой встрече президент вновь заявил, что отрасль нуждается в реформировании.

Концепция реформирования атомной энергетики обсуждается с 2000 года. Однако стоило Путину вызвать атомщиков на свой "президентский ковёр", и вот уже объявлено, что на этой неделе должна появиться подписанная президентом "программа развития атомной промышленности". "Мы сознательно пока не даём подробной информации о программе развития, пока на документе не будет стоять подпись президента", - сообщил пресс-секретарь Кириенко Сергей Новиков.

Строго говоря, проект попал к президенту в конце мая этого года, но, как выяснила "Версия", документ этот отнюдь не нов. Дело в том, что внешне программа развития атомной отрасли "по Кириенко" чрезвычайно схожа с аналогичной программой нынешнего арестанта Евгения Адамова, ранее занимавшего пост министра по атомной энергии.

Так, Адамов предлагал вместо монолитного Минатома создать два ведомства: в ведение первого должны были перейти все российские атомные станции ("Росэнергоатом"), а в ведение второго - поставщики и производители ядерного топлива ("Росатомпром"). Координировать деятельность этих гигантов, в свою очередь, должна была специально созданная компания "Росатом".

Но в то время этот проект вызвал бурю негодования. Депутаты слали письма президенту, писали депутатские запросы. Больше всего смущало народных избранников то, что гигантский Росатом, согласно адамовской концепции, может сменить форму собственности. Министра подозревали, что из вверенного ему министерства он пытается создать собственную частную лавочку, правда, очень больших размеров и с весьма опасной начинкой.

Кириенко же, подобно Адамову, решил создать структуру, координирующую и контролирующую весь производственный цикл атомной промышленности - от добычи урановой руды до производства электроэнергии.

Более того, как и его предшественник, экс-премьер не против акционирования атомных предприятий. Например, Кириенко продвигает идею необходимости акционирования ФГУП "Росэнергоатом", которое распоряжается всеми атомными электростанциями страны, для привлечения частных инвестиций.

Однако на этот раз критиковать перестройку менеджмента ядерного сектора никто не спешит. "Любые разговоры о приватизации АЭС и атомных объектов - это либо провокация, либо некомпетентность, либо то и другое вместе", - говорит глава Росатома.

По некоторым сведениям, акционирование "по Кириенко" имеет совершенно противоположный вектор акционированию "по Адамову". Частники не будут допущены в отрасль, инвесторами смогут выступать только контролируемые государством компании.

В принципе частный капитал тоже сможет влиться в ядерную энергетику, но его допустят на условиях лишения права принятия решений. Перспективы "мирного атома" таковы, что и такие условия приемлемы в расчёте на получение одних лишь дивидендов. А сама схема, даже являясь с виду рыночной, на самом деле предназначена для возврата частично утраченного госконтроля в этом секторе. Процесс, абсолютно аналогичный последовательному огосударствлению нефтяной отрасли, которое идёт на наших глазах.

Подобно тому как "Роснефть" отдана под кураторство Игоря Сечина, а за "Газпром" отвечает Дмитрий Медведев, так и Сергей Собянин, скорее всего, будет "смотрящим" за всем атомным хозяйством страны. Напомним, что в конце мая начальник президентской администрации возглавил совет директоров корпорации "ТВЭЛ" (крупнейший в мире производитель ядерного топлива). Он присутствовал и на новоогарёвском совещании атомщиков.

Кстати, первый эксперимент по выкупу государством атомных акций, ушедших в своё время на сторону, уже состоялся. Ещё в апреле прошла сделка по покупке 4% акций частно-государственной компании ЗАО "Атомстройэкспорт". Приобрёл акции "Техснабэкспорт", который хотя и является акционерным обществом, но на 100% находится в госсобственности. Кредит для покупки выделен Газпромбанком, также контролируемым государством.

В результате этой сделки государственная доля в "Атомстройэкспорте" превысила 50%. Очевидно, что восстановление контроля над этим предприятием имело для России немалое значение. Ведь "Атомстройэкспорт" - один из ключевых игроков по экспорту ядерных технологий.

Соответственно и задачи новому образованию будут ставиться адекватные: в том числе и восстановление атомной империи в прежних границах. Напомним, что с развалом Союза были потеряны практически все урановые рудники. Те, что остались (например, известная на всю страну урановая шахта в Краснокаменске Читинской области), с трудом удовлетворяют нынешние потребности.

Прежние поставщики остались в Средней Азии и на Украине. Но постепенно идёт возврат и сырьевой базы, несмотря на то, что она оказалась за границей. Так, в Казахстане уже есть совместное предприятие по добыче урана, больше половины которого принадлежит России.

Несмотря на рыночную терминологию - "акции", "инвесторы", "дивиденды", - схема, предложенная Кириенко, является законспирированным вариантом советской плановой экономики, где всё, кроме производства петушков на палочке, принадлежало государству, а убыточные отрасли дотировались за счёт сверхприбыльных. Только раньше перераспределение средств контролировал Госплан СССР, теперь вопросы, кому выкупать у частника акции и куда вливать инвестиции, решаются непосредственно в администрации президента РФ.

Страна выстроилась по образцу гигантской корпорации. Но есть и ещё одно отличие. Раньше чиновник получал свою весьма немаленькую государственную зарплату. Теперь же он является по совместительству председателем совета директоров и имеет вполне рыночное вознаграждение.