Красноярский матрос Дмитрий Коваль погиб как герой, спасая экипаж подводной лодки, входящей в состав Тихоокеанского флота. Об этом в пятницу на похоронах моряка сообщил представитель Военно-морского флота России, передает "Авторадио-Красноярск". По официальным данным, Дмитрий Коваль погиб в результате несчастного случая на подводной лодке.
Как заявил в пятницу ИТАР-ТАСС начальник пресс-службы ВМФ России капитал первого ранга Игорь Дыгало, военнослужащий Тихоокеанского флота погиб в результате получения травмы при возникновении неполадок на подводном крейсере стратегического назначения, находящегося у причала базы Вилючинск на Камчатке.
"На подводной лодке Тихоокеанского флота, стоявшей у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие - разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале", - сообщил Дыгало.
"В результате разрыва трубопровода, подающего давление в цистерну с пресной водой, произошел взрыв на борту корабля", - заявил Дыгало "Интерфаксу" в пятницу вечером.
По его словам, "происшествие на подлодке Тихоокеанского флота носило локальный характер и не представляло угрозы для вооружения лодки, систем жизнеобеспечения и всего экипажа в целом".
"На подводной лодке незначительно повреждено одно из внутренних помещений, однако она способна выполнять задачи по предназначению", - отметил глава пресс-службы ВМФ РФ.
Трагедия произошла 14 ноября на борту атомного ракетного крейсера стратегичнского назначения К-223, относящегося к субмаринам второго поколения, сообщает "Интерфакс". Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-223 (Delta III по классификации НАТО) был построен в 1980 году в Северодвинске в рамках проекта 667БДР ("Кальмар").
Очередное чрезвычайное происшествие на российском флоте держалось в секрете, и официальные комментарии начали поступать только после того, как репортаж о похоронах красноярского матроса был показал в пятницу вечером телеканалом НТВ.
Но в Красноярске назвали номер части, в которой служил погибший матрос. По сообщениям из Красноярска, подлодка пришла с боевого дежурства и стояла на рейде. Из-за какой-то неисправности разорвался бак охлаждения торпед.
О масштабах происшествия косвенно можно судить по словам военных, которые говорят, что погибший моряк спас экипаж лодки. Сообщение о спасении экипажа наводит на мысль, что Дмитрий, видимо, предотвратил взрыв торпед, возможно, он сбил пламя, сообщает НТВ.
Красноярский матрос Дмитрий Коваль получил ранения и был доставлен в больницу. Он скончался от тяжелых ранений в госпитале. При взрыве ранения получили еще двое военнослужащих.
"Подводная лодка пришла с боевого дежурства и стояла на рейде. Из-за какой-то неисправности разорвался бак орошения торпед. Там были еще три человека, но наш попал под пресс. Он скончался в госпитале", сообщил в пятницу заместитель начальника Красноярского гарнизона по воспитательной работе Евгений Ремизов.
Дмитрий Коваль был призван год назад военкоматом Ленинского района Красноярска на флот. Он проходил службу в Дальневосточном округе на подводной лодке в воинской части N69122.
Свыше ста жителей Верхней Базаихи пришли проводить в последний путь красноярского военнослужащего - родственники, друзья, знакомые, соседи. На похороны Дмитрия Коваля приехали представители Военно-морского флота России.
Дмитрий Коваль похоронен на кладбище "Бадалык". На его могиле красноярские матросы произвели прощальный залп из автоматов.
Капитан 2 ранга Андрей Березин заявил, что Дмитрий Коваль спас весь экипаж и его родные получат материальную помощь за его героический поступок. В Красноярске у Дмитрия Коваля остались мать, отец и два брата. Одному исполнилось 17, другому - 22 года.
По факту происшествия создана комиссия Тихоокеанского флота во главе с временным исполняющим обязанности начальника штаба флота контр-адмиралом Андреем Войтовичем.
В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р (ЗМ40, РСМ-50, SS-/NM8), являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Ее основным отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся головная часть (РГЧ) с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом.
Более совершенная инерциальная система управления с полной асрокоррекцией, примененная на Р-29Р, обеспечивала новой ракете повышенную точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность еще более возросла, фактически сравнявшись с точностью нанесения ядерных ударов стратегическими бомбардировщиками. Это позволяло подводным ракетоносцам поражать не только площадные неукрепленные (как говорят американцы, "мягкие") цели, но и высокопрочные ("твердые") малоразмерные объекты, в частности, пусковые шахты МБР наземного базирования, защищенные командные пункты, хранилища спецбоеприпасов и пр.
Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева началась разработка усовершенствованного РПКСН проекта 667БДР (шифр - "Кальмар"), который, также, как и "Мурена-M", должен был оснащаться 16 ракетными шахтами.
Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием в городе Северодвинске. Головной корабль, К-441, был заложен в 1975 году и вступил в строй в декабре 1976 г. За К-441 последовали ракетные подводные крейсера К-424 (1977 г.), К-449 (1977 г.), К-455 (1978 г.), К-490 (1978 г.), К-487 (1978 г.), К-44 (1979 г.), К-496 (1979 г.), К-506 (1979 г.), К-211 (1980 г.), К-223 (1980 г.), К-180 (1980 г.), К-433 (1981 г.) и К-129 (1981 г.).
В процессе ходовых испытаний К-441 на большой скорости и глубине лодка коснулась скального грунта. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть. Тогда обошлось без жертв.
Летные испытания ракет типа Р-29Р начались в ноябре 1976 г. и завершились в октябре 1978 г. В Белом и Баренцевом морях с борта РПКСН К-441 было выполнено, в общей сложности, 22 пуска (четыре ракеты были запущены в моноблочном, шесть - в трехблочном и 12 - в семиблочном вариантах). Типовым оснащением подводного крейсера стали варианты ракеты с тремя и одним боевыми блоками.
Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 ракет типа Р-29Р (длина - 13,635 м, диаметр - 1,8 м, стартовая масса - 36,3 т). Астроинерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трех взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков. Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.
Торпедное вооружение подводной лодки было аналогично вооружению РПКСН проекта 667БД и включало четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата в носовой части корабля.
Большинство лодок проекта 667БДР несли службу на Дальнем Востоке, на Камчатке (база Рыбачий). При этом с 1980 году было выполнено семь одиночных переходов РПКСН проекта 667БДР под арктическими льдами (в том числе и К-223).
Несмотря на сложность и повышенный риск, подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью, а также плаванием в зоне, примыкающей к российским территориальным водам. Две лодки, К-455 и К-490, перешли на ТОФ в феврале-марте 1979 года по южному маршруту, через пролив Дрейка. Северный Флот получил пять подводных крейсеров, из которых была сформирована дивизия стратегических подводных лодок, базировавшаяся в бухте Ягельная губы Сайда (три ПЛАРБ) и в губе Оленья (две лодки). В начале 90-х годов все корабли были переведены в Ягельную. Североморские корабли активно несли боевую службу, выполняя патрулирование в Северной Атлантике и водах Северного Ледовитого океана.
Большинство РПКСН проекта 667БДР успело пройти заводской ремонт и модернизацию до 1991 года, когда начался стремительный развал отечественного оборонного комплекса. Остальные атомоходы этого типа в дальнейшем также удалось пропустить через СРЗ. Поэтому к концу 90-х годов корабли сохраняли высокий уровень боеспособности.
Однако во второй половине 90-х годов началось их постепенное списание, что было обусловлено не столько техническими причинами, столько необходимостью соблюдения российско-американских договоренностей. В 1995 году строй покинула К-129, в 1996 году за ней последовали К-424 и К-441.
Ракетные подводные крейсера проекта 667БДР и сегодня продолжают оставаться важным элементом стратегических ядерных сил России. Ожидается, что РПКСН проекта 667БДР сохранятся на вооружении до второй половины первого десятилетия XXI века, когда им на смену придут новые стратегические подводные ракетоносцы.
Характеристики РПКСН проекта 667БДР
Длина: 155,0 м.
Ширина: 11,7 м.
Водоизмещение: норм. 10600 м/куб.; полное 16000 м/куб.
Осадка средняя: 8,7 м.
Скорость: подводный ход 24 уз.; надводный - 14 уз.
Экипаж: 130 чел.
Автономность: 90 суток.
Глубина погружения: рабочая 320 м.