Неопределенность, в которой партия "Правое дело" погрязла на прошлой неделе, продолжается - судя по всему, партия по-прежнему остается без лидеров, которые устроили бы всех, и без осознания того, с чем она пойдет на выборы в Государственную думу. Сайт партии, который в разгар событий с Михаилом Прохоровым перестал работать, сейчас открывается, но находится в руинах. Изображение Прохорова и вся информация оттуда исчезли, а на фоне посторонних пейзажных картинок там остался лишь такой текст: "Предвыборный съезд Всероссийской политической партии "ПРАВОЕ ДЕЛО" продолжит свою работу 20 сентября 2011 года. О месте и времени проведения будет сообщено дополнительно".
В преддверии съезда стало известно, что федеральный список "Правого дела" на выборах в Госдуму возглавит руководитель исполкома, и.о. председателя партии Андрей Дунаев, получивший этот пост после смещения Михаила Прохорова. Как сказал РИА "Новости" сам Дунаев, вопрос о новом лидере на съезде 20 сентября обсуждаться не будет.
- Бывший лидер Гозман ушел из "Правого дела"
Кое-кто ждет возвращения Прохорова: лично к нему претензий нет
"Политсовет рассмотрел вопросы федерального списка кандидатов и единогласно решил, что этот список возглавлю я. По всем остальным кандидатурам федеральной части списка пока идет согласование", - сказал Дунаев по итогам заседания федерального политсовета партии.
Отвечая на вопрос о новом председателе партии, Дунаев сказал: "На съезде не будет обсуждаться этот вопрос. И пока буду я как исполняющий обязанности".
При этом ранее член политсовета Борис Надеждин сообщил, что на заседании партийцам не удалось прийти к единому мнению о первой тройке избирательного списка. По словам Надеждина, решать эти вопросы будут во вторник на съезде. С пониманием того, что если съезд голосует за выдвижение бывшего главы ДПР Андрея Богданова, то сам Надеждин, Андрей Нечаев и другие видные деятели СПС из партии выйдут.
Однако, по словам Надеждина, в десятку федерального списка "Правого дела" могут войти уже упомянутый экс-министр экономики Андрей Нечаев, теннисистка Анна Чакветадзе и директор Центра и исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
Бывший лидер Гозман ушел из "Правого дела"
В то же время бывший сопредседатель "Правого дела" Леонид Гозман заявил о выходе из партии.
"Настоящим заявляю, что с сегодняшнего дня я не имею никакого отношения к организации, именующей себя Всероссийской политической партией "Правое дело", - лаконично написал Гозман в своем блоге.
На прошлой неделе он заявил журналистам, что шансов спасти "Правое дело" практически не осталось, а успех партии на выборах в Госдуму в декабре маловероятен.
В интервью "Интерфаксу" Гозман ранее сказал, что выйдет из партии, если ее списки возглавят Богданов и Дунаев. Причем ответил он не только за себя, но и за большую группа членов партии, которые ранее состояли в "Союзе правых сил".
"Нас, бывших СПСовцев, в "Правом деле" было примерно одна треть. Но поскольку сейчас многое в этой ныне непонятной партии фальсифицируется,трудно сказать, какая часть ее членов напишет заявление о своем выходеиз партии, будучи категорически несогласными с тем, что с ней сейчаспроисходит", - сказал Гозман.
Кое-кто ждет возвращения Прохорова: лично к нему претензий нет
Ранее во вторник появились сообщения, будто экс-лидер "Правого дела" Михаил Прохоров получил официальное предложение вернуться в партию и прийти на ее съезд во вторник.
Как сказал "Интерфаксу" пресс-секретарь "Правого дела" Ярослав Вольпин, несмотря на то, что Прохоров покинул пост лидера "Правого дела", он остается членом партии. Более того, Прохоров в реестре Минюста числится лидером и обладает правом подписи финансовых документов.
Пресс-секретарь партии добавил, что у Прохорова есть шанс вернуться на пост лидера "Правого дела". "У него шансы такие же, как у всех остальных. Со всеми будут проведены консультации. Состоится заседание политсовета, и завтра на съезде будет озвучена одна или несколько кандидатур для утверждения", - сказал Вольпин.
Более того, в интервью "Эхо Москвы" Вольпин добавил, что претензий как таковых у партии к Прохорову нет, больше претензий к предвыборному штабу, который возглавлял Рифат Шайхутдинов. "Поскольку мы сейчас начинаем поднимать и финансовые документации и вообще начинаем разбираться в том, как работал этот штаб, какие решения он принимал, и мы понимаем, что зачастую решения принимались от имени Михаила Дмитриевича, но даже без его ведома, то есть самостоятельно по личному усмотрению Шайхутдинова и его команды. Это касается и программных документов партии, и вопроса формирования списков и многих других решений. Соответственно, есть такой шанс, что, если Михаил Дмитриевич приедет на съезд и сможет объясниться и договориться с партийцами, то мы не исключаем никакого развития событий, поскольку все будет происходить, что называется "в прямом эфире", под объективами телекамер и реально демократическими процедурами, то есть путем голосования, причем, тайного", - говорит пресс-секретарь.
Впрочем, помощники Прохорова по-прежнему заявляют, что бизнесмен никакого официального приглашения на съезд не получал и ни с кем не велпереговоров о возможности своего возвращения в партию. В пресс-службе Прохорова заявили, что заявление о выходе из "Правого дела" тот написал еще 15 сентября вместе с Евгением Ройзманом, но, возможно, чисто юридически его выход из партии еще не оформлен.
Сами действующие функционеры тоже опровергли заявления собственной пресс-службы. Business FM цитирует Андрея Богданова: "Конечно же, нет. В "Правом деле" на 100% исключают, что Прохоров появится на съезде. Никаких переговоров, не велось, не ведется, и не будет вестись".
Что случилось с "Правым делом"
Михаил Прохоров, владелец группы ОНЭКСИМ, третий по объему личного капитала богач в России (данные журнала Forbes за 2011 год) возглавил партию "Правое дело" 25 июня 2011 года на фоне явного кризиса идей и отсутствия ярких личностей в этой далеко не самой популярной политической структуре. Слухи о том, что перед выборами правых возглавит некая очень известная личность, возможно, даже какой-нибудь "либерал-министр" из правительства Путина, ходили задолго до этого. СМИ писали, что Кремль, вероятно, хочет "реанимировать" правую идею в России, развить для этого партию и может быть даже пустить ее в Госдуму.
На этом фоне в политике внезапно возник бизнесмен Прохоров - за его кандидатуру на съезде в июне проголосовали 107 делегатов, 2 выступили против. Члены партии были исполнены энтузиазма: их вдохновляли не только амбициозные планы Прохорова (тот с самого начала задумал получить на выборах в Думу второе место, а впоследствии стать премьер-министром), но и материальная сторона в виде обещанного предвыборного бюджета в 100 миллионов долларов для "Правого дела". Устав партии был срочно переписан "под Прохорова", делая его фактически единоличным управленцем.
То недолгое время, что Прохоров руководил праводелами, он не уставая давал интервью, публиковал довольно странные политические идеи, а также привлекал в партию известных людей (телевизионщик Александр Любимов, певица Алла Пугачева). Был проведен "ребрендинг" партии, по всей стране появились плакаты с Прохоровым - о "Правом деле" начали говорить. Социологи отмечали некоторый рост рейтинга, который, впрочем, в процентном отношении все равно пока не давал Прохорову и его партийцам шанса пройти в Госдуму.
Все это время у СМИ и экспертов возникал закономерный вопрос, насколько Михаил Прохоров в данном контексте свободен от политической воли Кремля и Белого дома. Сам он декларировал полную самостоятельность и независимость, однако избавиться от репутации "кремлевкой марионеточной партии" ему совершенно не удавалось. А 15 сентября, когда официально произошел раскол, подобные слова уже сам Прохоров произнес в адрес своих бывших однопартийцев.
14-15 сентября стало известно, что значительная часть членов и делегатов партии "Правое дело", оказывается, вовсе не являются сторонниками Михаила Прохорова. Обе конфликтующие стороны заявляют, что камнем преткновения в споре стала фигура известного уральского общественного деятеля Евгения Ройзмана, которого Прохоров пообещал включить в предвыборный список, несмотря, как он говорит, на протесты из Кремля. Противники Прохорова во главе с Андреем Богдановым, Андреем Дунаевым и другими функционерами сумели перехватить партийную власть на съезде и сместить миллиардера с поста своего лидера.
В ответ на это Михаил Прохоров стал обвинять в случившемся лично заместителя главы президентской администарции Владислава Суркова и замглавы управления внутренний политики Кремля Радия Хабирова. Как только из уст Прохорова посыпались эти фамилии, федеральные СМИ и крупные информагентства резко сменили тон в отношении самого миллионера и его сторонников. Против Евгения Ройзмана началась информационная война, подобная тем, какие российское телевидение развертывало против экс-мэра Москвы Юрия Лужкова и президента Белоруссии Александра Лукашенко.
Партия "Правое дело" появилась на свет в конце 2008 года путем слияния СПС, "Гражданской силы" и Демократической партии России. Сопредседателями были избраны журналист Георгий Бовт, и.о. председателя Федерального политсовета СПС Леонид Гозман и бизнесмен Борис Титов (в декабре 2009 года покинул свой пост). Исполнительный комитет партии возглавил адвокат Андрей Дунаев.