Российские власти по-прежнему весьма неохотно расплачиваются за ошибки судебной и правоохранительной системы. Больше года понадобилось жителю Татарстана Евгению Веденину, чтобы получить от государства уже отсуженную моральную компенсацию за 4 года, проведенных без вины в колонии строгого режима. Веденин стал одним из первых, кто все-таки сумел выбить из казны существенную сумму за то, что на четыре года был лишен свободы за преступление, которого не совершал. И претендовал на то, чтобы быть "рекордсменом". Но изначально назначенную судом компенсацию затем все же снизили, пишет во вторник газета "Время новостей".
Житель Татарстана Евгений Веденин был осужден в 2001 году на 15 лет лишения свободы по обвинению в убийстве начальника охраны "Татнефти" Александра Калякина. Хотя сам осужденный вину свою отрицал, да и единственный указавший на него свидетель на суде отказался от показаний, ошибка следствия была обнаружена лишь спустя четыре года, когда в совершении этого преступления сознался задержанный в Санкт-Петербурге член так называемой Братской ОПГ.
В феврале 2005-го, после еще одного года долгих разбирательств, Альметьевский городской суд признал уже Веденина невиновным. Оказавшись на свободе, он не стал прощать государству обиду и обратился в казанский правозащитный центр, где ему помогли составить исковое заявление. Веденин потребовал обязать прокурора Альметьевска принести официальные извинения от имени государства и взыскать с Минфина РФ 5 млн рублей в качестве моральной компенсации.
Победа бывшего заключенного в Альметьевском горсуде в ноябре 2005-го вызвала большой резонанс, хотя сумма исковых требований и была снижена до трех миллионов. Правозащитники тогда назвали процесс прецедентным: было доказано, что невинно пострадавшие от действий правоохранителей и судей россияне могут претендовать на серьезную компенсацию.
По закону, максимальный срок выплаты - три месяца. Однако Веденину пришлось ждать намного больше. Сначала за Минфин вступилась коллегия по гражданским делам Верховного суда, снизившая размер компенсации, назначенный Альметьевским горсудом, до 1 млн рублей. Потом исполнительные документы из суда по неизвестным причинам вместо Минфина попали в управление федеральной службы судебных приставов по Москве.
Как рассказал Евгений Веденин, ему пришлось самому ехать в столицу и передавать бумаги в министерство. Однако через три месяца вместо денег он получил свои документы обратно с указанием на ряд ошибок в них. Исправив недочеты, он в октябре снова подал документы в финансовое ведомство. И вновь по прошествии установленного законом времени деньги на счет Веденина так и не поступили. В январе казанские правозащитники были вынуждены обратиться в Тверской суд Москвы с жалобой на незаконные действия Минфина. И на днях миллион был выплачен.
"Я в банк вообще случайно заехал, уже надоело туда ездить каждый день, дураком выглядеть - денег все нет и нет", - рассказал Веденин. О планах использования полученных от государства денег он распространяться не стал, но заверил, что собирается добиваться индексации суммы, выплаченной с существенным опозданием. "Я подал жалобу на то, что деньги слишком долго выплачивали, надеюсь, она без внимания не останется", - заявил Евгений Веденин.
Он рассказал, что за время отбывания наказания был вынужден развестись с женой, его репутация честного человека среди близких и знакомых была подорвана, а в местах лишения свободы он "был вынужден считаться с нормами и правилами тюремного сообщества".
По словам Веденина, в колонии он постоянно подвергался опасности быть убитым, искалеченным, морально униженным, заразиться каким-либо заболеванием. "Государство должно признавать и исправлять свои ошибки", - заявил на суде незаконно осужденный.