Генеральный прокурор России Юрий Чайка назвал недопустимыми попытки региональных следственных органов "списывать" нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления на Северном Кавказе на убитых боевиков. Между тем, по словам Чайки, тяжких преступлений в регионе все больше, а следствие работает недостаточно.
"В прошлом году в ходе проверок, проведенных бригадой Генеральной прокуратуры, в органах прокуратуры республик Дагестан и Ингушетия, Кабардино-Балкарии была выявлена масса нарушений уголовно-процессуального закона, в том числе и вопиющие случаи, когда нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления списывались на убитых боевиков и затем уголовные дела на них незаконно прекращались", - заявил Чайка на прошедшем во вторник в Ессентуках оперативном совещании, посвященном итогам работы органов прокуратуры в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). В совещании также принял участие полномочный представитель президента РФ в округе Александр Хлопонин.
Чайка отметил, что силовые структуры в округе добились существенных успехов, ликвидировав "одиозных главарей бандподполья". Между тем, по словам Чайки, прокурорам СКФО необходимо внимательно изучить все оперативные материалы и уголовные дела, по которым они проходили. "Мы должны иметь полное убеждение в том, что данные боевики действительно причастны к совершению террористических преступлений и по делам приняты действительно законные решения", - подчеркнул генпрокурор.
Он призвал также совершенствовать каналы обмена информацией в отношении тех преступников, которые находятся в розыске, передает ИТАР-ТАСС. Одной из главных задач недавно образованного управления Генпрокуратуры в СКФО Чайка назвал надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. "В федеральном округе качество предварительного расследования остается низким, и его повышение во многом зависит от вас", - сказал генпрокурор, обращаясь к участникам совещания.
Чайка потребовал "обеспечить действенный надзор за выявлением и расследованием преступлений" и заниматься этим "повседневно, начиная с учета, регистрации, рассмотрения сообщений о преступлениях и заканчивая направлением уголовных дел в суд". "Практика показывает, что чуть только ослабевает (прокурорский) надзор, сразу же начинают вылезать низкое качество предварительного расследования, незакрепленные доказательства, многочисленные нарушения прав участников уголовного процесса", - заметил он.
Тяжких преступлений в регионе все больше, а следствие работает недостаточно
Генпрокурор отметил также рост тяжких преступлений на Северном Кавказе и недостаточную работу следствия. По его словам, на Северном Кавказе удается раскрывать лишь каждое третье преступление. Чайка отметил, что несмотря на сокращение (на 4%) общего числа преступлений в округе, "продолжается рост тяжких и особо тяжких преступлений, доля которых составила почти треть от зарегистрированных (13 700, или 32%)".
"Преступность приобретает более организованный характер - растет удельный вес преступлений, совершенных организованными преступными формированиями и группами лиц по предварительному сговору", - добавил он. Одной из главных проблем он назвал низкую раскрываемость преступлений.
"В минувшем полугодии раскрыто только каждое третье криминальное посягательство. В целях улучшения показателей работы по раскрытию преступлений правоохранительные органы скрывают их от учета. В первом полугодии во всех следственных органах прокурорами выявлено свыше 3 тысяч укрытых преступлений", - сообщил Чайка.
Недостаточным, по его оценке, остается и качество следствия. Следственными органами округа окончено расследование только трети от всех уголовных дел, находившихся в их производстве, число дел, направленных в суд, сократилось на 5%, а число прекращенных - увеличилось на 42%.
Острой, по его словам, остается и проблема борьбы с экстремизмом и терроризмом - с начала года число выявленных преступлений экстремистской направленности выросло в 5 раз - до 32, число терактов - до 5 (в 1 полугодии 2009 года - 4), продолжаются посягательства на сотрудников правоохранительных ведомств, военнослужащих и представителей органов власти.
В связи с этим генпрокурор потребовал обеспечить более жесткий надзор за выполнением антитеррористических программ и устранением нарушений антитеррористического законодательства.