Завершение процесса над Михаилом Ходорковским превращается в демонстрацию силы, пишет Liberation. Милицейские кордоны, преграждающие вход в здание суда, служебные собаки для досмотра подозрительных лиц и подставные манифестанты, призывающие Путина "защитить Россию".
За четыре дня монотонного чтения судьи продолжают тянуть с объявлением приговора. "Казалось, что задача суда - утопить в этом многословии суть проблемы, а цитированием многочисленных постановлений, инструкций, уставных документов организаций - создать впечатление обилия доказательств, подтверждающих доказанность обвинения", - заметил один из адвокатов Ходорковского Юрий Шмидт, который называет процесс "политическим".
Немецкий еженедельник Die Zeit пишет о России как о стране "Матросской Тишины". Текст судебного решения нельзя понимать дословно, рассуждает Die Zeit. Речь идет не об уклонении от уплаты налогов, не о хищении акций путем перевода их в офшорные компании, не о создании преступного сообщества с целью мошенничества. За подобные преступления прошлого века в "Матросскую Тишину" следовало бы отправить всех российских олигархов, однако они поклялись президенту в безоговорочной преданности.
Президент стоял перед альтернативой: либо владелец ЮКОСа Ходорковский продает более четверти пакета акций компании американскому нефтяному концерну и Кремль утрачивает все возможности своего влияния, либо крупнейший частный энергетический гигант подвергается ренационализации через уголовное дело в отношении Ходорковского. В случае с Ходорковским Путин должен был высказать принципиальное мнение о свободе личности и экономики. Он выбрал несвободу, возможно, для нескольких поколений, считает Die Zeit.
Газета The Washington Post называет оглашение приговора марафоном.
Сомнамбулическим шагом суд, ведущий разбирательство по делу Ходорковского, добрался в четверг до четвертого дня оглашения приговора, затем судья Ирина Колесникова вновь отложила свою эпическую задачу, пишет газета.
По оценке адвокатов, в день судьи зачитывают около 50 страниц. По российским законам оглашение приговора включает в себя заключение суда, анализ свидетельских показаний и заключение о степени виновности. Чем сложнее дело, тем длиннее приговор. "Я не помню, каков рекорд по длительности оглашения приговора в моей практике, но могу сказать, что Мещанский суд его побил", – говорит адвокат Генрих Падва.
Российские адвокаты говорят, что в соответствии с российским законом у председательствующего судьи нет выбора, кроме как зачитать весь текст приговора, каким бы титаническим ни был этот труд. И кстати, они полагают, что подсудимых признают виновными по большинству, если не по всем пунктам обвинения, замечает The Washington Post.
"Это очень сложное дело, так что это нормально", - говорит Борис Кузнецов, видный московский адвокат, напоминая, что судебное разбирательство длилось 10 месяцев. Кузнецов говорит, что законы РФ не позволяют судье кратко резюмировать приговор в интересах сокращения времени. "Она не имеет права даже сидеть во время оглашения приговора, – сказал он, имея в виду еще одно ограничение, налагаемое российским законом, которое судья отменила для всех присутствующих в зале суда. - Все должны стоять. Это отклонение от буквы закона".
Как отмечает американская газета, в ответ на нацарапанный на листке бумаги вопрос, сколько лет он рассчитывает получить, Ходорковский нарисовал в воздухе знак бесконечности. Он, конечно, мог иметь в виду количество времени, которое может уйти у судьи на то, чтобы закончить чтение.
Дело Ходорковского - это показательный процесс, в основе которого лежит борьба за власть: Кремль против главы некогда самого влиятельного нефтяного концерна страны. Однако в деле Ходорковского решается не только вопрос о том, кто является хозяином нефти в России. Этот процесс является кульминационным моментом в борьбе за власть между теми, кто приобрел деньги и влияние при предшественнике Путина Борисе Ельцине, и теми, кто пришел к власти при Путине, пишет Der Tagesspiegel. Так как "силовики" Путина, разведчики и военные, которых он поставил на ключевые позиции, в период приватизации в 90-е годы не получили ничего, они затаили сильную злобу на олигархов.
Как пишет немецкое издание, Кремль против ЮКОСа, спецслужбы против олигархов - этого недостаточно, чтобы объяснить прецедент. Ходорковский перешел определенную черту в путинской империи, когда он начал вмешиваться в политику, поддерживать оппозицию и метить на высокие посты.
На первый взгляд осуждение Ходорковского делает Путина победителем в этой борьбе. Этот показательный процесс демонстрирует, что происходит с теми, кто пытается выйти за узкие границы управляемой демократии. Однако какая президенту польза от этой победы? Ходорковский и без того не вызывал особых симпатий у народа. К тому же у Путина уже давно появилась совсем другая проблема: пока Ходорковский сидел в тюрьме, закатилась и его звезда, пишет немецкая газета.
(Перевод статей публикует сайт Inopressa.ru).