Reuters

В Москве завершился первый раунд российско-американских переговоров по новому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Они продолжались два дня и проходили за закрытыми дверями. Делегации возглавляли директор департамента МИДа РФ по вопросам безопасности и разоружения Анатолий Антонов и заместитель госсекретаря США Роуз Гетемюллер.

Главная договоренность, о которой стало известно по итогам закрытых переговоров, - это проведение следующего раунда в Женеве 1-3 июня. А первые результаты диалога будут доложены президентам двух стран на их саммите в Москве 6-8 июля, сообщили ИТАР-ТАСС в российском МИДе.

В ведомстве отметили, что рассматривают завершившиеся переговоры как "успешные, прошедшие в конструктивном духе". "Интерфакс" сообщает, что в ходе встречи стороны были крайне осторожны и избегали каких-либо комментариев и оценок.

- РФ и США рискуют не успеть с новым договором из-за разногласий в вопросе ПРО
- Обама планирует разоружение невовремя: демонтируемые боеголовки уже некуда девать

Глава МИДа России Сергей Лавров сообщил в среду, что делегации рассматривали конкретные детали будущего соглашения. Он подчеркнул, что "итоговый продукт переговоров должен, конечно, быть шагом вперед по отношению к существующему режиму ограничений".

При этом, по словам министра, основным принципом должна быть идея равной безопасности. "Этого, безусловно, нельзя достичь, не учитывая ситуацию в сфере ПРО, не учитывая прочие аспекты, такие как возможность размещения вооружений в космосе и планы создания боеголовок в неядерном оснащении. Надеюсь, все эти факторы будут в полной мере учтены", - подытожил он.

В свою очередь, госсекретарь США Хиллари Клинтон выразила надежду, что переговоры по СНВ приведут к хорошему результату. "Думаю, мы все верим в хороший исход консультаций и понимаем ответственность перед нашим гражданами и всем миром", - сказала она в интервью телеканалу "Вести-24", переданном в среду.

Клинтон также выразила надежду, что президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама одобрят решения по СНВ, принятые на предварительных переговорах. "Им дан хороший старт, но это очень долгая и трудная работа", - подчеркнула госсекретарь.

Российским и американским экспертам предстоит за пять месяцев разработать юридически обязывающий договор, призванный сменить договор СНВ-1, срок действия которого истекает 5 декабря 2009 года.

Договор об СНВ-1 был подписан в конце июля 1991 года в Москве и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Согласно этому документу, СССР и США должны были в течение 7 лет сократить ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц.

В 2002 году Россия и США подписали договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, известный также как Московский договор. По нему стороны обязались до 2012 года сократить ядерные боеголовки до 2200-1700 единиц.

Над договором СНВ-1 стороны работали семь лет. Московский договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, представляющий собой полуторастраничный текст, был разработан примерно за год.

Москва и Вашингтон уже заявили о готовности пойти в будущем договоре об СНВ на дальнейшие сокращения ниже пределов, установленных для ядерных боезарядов в Московском договоре.

РФ и США рискуют не успеть с новым договором из-за разногласий в вопросе ПРО

Между тем, как пишет "Коммерсант", шансов на то, что Россия и США успеют согласовать новый документ, остается все меньше - Москва намерена увязать вопрос об СНВ с размещением системы ПРО США в Европе. Для Вашингтона же такое условие вряд ли будет приемлемым.

К настоящему времени нет даже чернового варианта договора. Более того, американская сторона еще не представила свои письменные предложения по его тексту. Как заявил незадолго до встречи Сергей Лавров, Россия на московском раунде переговоров надеется узнать официальную позицию Вашингтона по этому вопросу.

К первым полноформатным переговорам стороны приступают, исходя из ряда общих предпосылок: Договор об СНВ-1 не может быть продлен, и новый договор будет предусматривать дальнейшее, но не радикальное сокращение стратегических ядерных вооружений. К последнему не готовы ни Россия, ни США - по разным причинам.

Стороны не раскрывают свои карты и публично не говорят, до каких конкретно уровней могут опуститься в новом договоре, подчеркивая лишь, что они будут ниже пределов, установленных для ядерных боезарядов в Московском договоре о сокращении наступательных потенциалов 2002 года.

К тому же, при очевидном наличии общего в подходах сторон, есть и не менее очевидные разногласия. Основные касаются неразмещения оружия в космосе, на чем настаивает российская сторона, а также условия Москвы о необходимости засчитывать боезаряды на складах.