Один из присяжных на процессе по делу об убийстве Анны Политковской заявил, что коллегия не требовала сделать процесс "закрытым" для прессы. "Никто из нас (присяжных) не требовал в категорической форме, что пресса должна отсутствовать - это я могу точно сказать", - заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в четверг Евгений Колесов, который, по его утверждению, является присяжным по этому делу.
Он рассказал, что к присяжным до начала процесса приходила секретарь суда. "Она принесла нам так называемую "рыбу", в которой было написано, что мы не хотим присутствия прессы в связи с тем, что мы боимся. Мы должны были это подписать", - сказал присяжный. "Некоторые из нас действительно не хотели присутствия прессы - это обсуждалось. Но я не могу сказать, что инициатива (о закрытии процесса) исходила от нас. Были разговоры, что мы посмотрим, мы не возражаем против прессы, но мы хотим посмотреть - если она будет нам мешать, мы бы попросили ее убрать", - цитирует "Интерфакс" слова присяжного. Но "никто не подписывал вчера заявление (о необходимости удалить прессу)", подчеркнул Колесов.
- Присяжные выступили за присутствие пишущей прессы на процессе
- Защита обвиняемых также требует открытого процесса
- "Комитет защиты журналистов" против закрытого режима
- В слушаниях объявлен перерыв до 1 декабря
- Глава СКП Бастыркин заверил, что убийцу ищут, а кто был заказчиком - по-прежнему не знают
По его словам, когда в среду он услышал по радио о том, что присяжные испугались прессы, для него "это был просто шок". "Нас выставили в таком глупом виде - это посмешище какое-то. Ну как так - присяжные боятся прессы?" - отметил Колесов. После этого, по его словам, он не выдержал и решил отправить sms-сообщение на "Эхо Москвы" о том, что было на самом деле. Колесов подчеркнул, что возмущен был не только он, но и все остальные присяжные.
Напомним, Московский окружной военный суд накануне объяснил решение проводить процесс в закрытом режиме тем, что присяжные отказываются выходить в зал в присутствии прессы. Судья пояснил, что будет поздно "закрывать" процесс, когда появятся реальные факты угроз присяжным.
Присяжные выступили за присутствие пишущей прессы на процессе
Он сообщил, что присяжные, участвующие в процессе по делу об убийстве Политковской, написали в четверг заявление на имя судьи о том, что они не против присутствия на заседаниях представителей печатных СМИ.
"Мы сегодня написали общее заявление на имя судьи, что в течение процесса - позавчера и сегодня - мы не делали никаких заявлений (о том, что присяжные против присутствия прессы), что мы просим убрать только видео- и телекамеры, но не возражаем против того, чтобы пишущая пресса участвовала в этом суде", - сказал Колесов.
Он также сообщил, что подготовил свое личное заявление на имя судьи, в котором сказал, что просит не считать себя больше присяжным заседателем, потому что не хочет "участвовать в неправильном суде". "Маленькая ложь порождает большую ложь", - заключил присяжный.
Со своей стороны руководитель пресс-службы Московского окружного военного суда, рассматривающего уголовное дело об убийстве Политковской, Александр Минчановский заявил, что Колесов остается в числе присяжных.
"Данный присяжный обладает статусом присяжных, и пока вопрос о его отводе не стоял", - пояснил Минчановский.
Защита обвиняемых также требует открытого процесса
Адвокаты обвиняемых по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской в связи с заявлением одного из присяжных намерены требовать от суда проведения открытого процесса. Защитник одного из обвиняемых Мурад Мусаев заявил в четверг "Интерфаксу", что с самого начала был убежден в том, что инициатива о проведении процесса в закрытом режиме исходила не от присяжных. "Была установка закрыть процесс. Просто я думал, что присяжных подговорили", - сказал адвокат.
При этом, отвечая на вопрос о том, почему изначально суд отказал в ходатайстве стороны обвинения о проведении процесса в закрытом режиме, Мусаев предположил: "Скорее всего, суд хотел показать, что готов к проведению в открытом режиме, но присяжные - народ щепетильный". Защитник подчеркнул, что намерен писать заявления, куда только можно, с требованием открыть процесс.
Мусаев также отметил, что данный момент с присяжным может послужить формальным поводом и для роспуска всей коллегии. Он подчеркнул, что если суд принял решение об отложении процесса для участия защитника в ином процессе, хотя адвокату этого не требовалось, то и ситуация с присяжным "может служить маленьким поводом для принятия такого решения".
Напомним, обозреватель "Новой газеты" Анна Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где она проживала. Вскоре по подозрению в причастности к этому преступлению были задержаны уроженцы Чечни Рустам и Ибрагим Махмудовы, Магомед Демельханов. По делу были также задержаны бывший глава Ачхой-Мартанского района Чечни Шамиль Бураев и его знакомый подполковник ФСБ Павел Рягузов.
Позже уголовное преследование Бураева было прекращено. Кроме того, были освобождены из-под стражи Демельханов и Дмитрий Грачев, проходившие по этому делу. Обвинение в убийстве журналистки предъявлено троим фигурантам: Сергею Хаджикурбанову и братьям Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым. Павлу Рягузову предъявлено обвинение в совершении ранее совместно с Хаджикурбановым преступлений, предусмотренных ст. 286 (превышение должностных полномочий) и ст. 163 УК РФ (вымогательство).
В отдельное производство выделено уголовное дело в отношении непосредственного исполнителя убийства Рустама Махмудова, так как он в настоящее время объявлен в международный розыск, а также в отношении других лиц. Расследование этого дела продолжается.
15 октября во время предварительных слушаний защита обвиняемых подтвердила свое желание рассматривать дело в военном суде с участием присяжных заседателей в открытом режиме.
Глава СКП Бастыркин заверил, что убийцу ищут, а кто был заказчиком - по-прежнему не знают
Следственные органы активно работают с международными полицейскими организациями по розыску непосредственного убийцы журналистки Анны Политковской. Об этом заявил сегодня руководитель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин.
"Мы его знаем, и сейчас мы активно работаем с международными полицейскими организациями, и я уверен, что мы его найдем", - рассказал он.
Отвечая на вопрос о том, кто был заказчиком убийства, глава СКП заметил, что "пока мы не знаем и нет оснований говорить о каких-то конкретных фамилиях, даже о том же Березовском".
Говоря о решении суда сделать судебный процесс закрытым, Александр Бастрыкин заметил, что считает это правильным. "Ведь в материалах дела есть и секретная часть, которая касается в том числе методов оперативной работы, и эти материалы находятся под грифом "секретно", - сказал он.
"Вся остальная часть процесса может быть в открытом режиме, и этот вопрос находится на усмотрении судьи", - добавил Бастрыкин.