Reuters

Бывший командующий сепаратистами на Донбассе Игорь Стрелков (настоящая фамилия - Гиркин) заявил, что он и его отряд, пересекший в начале конфликта границу, является ответственным за начало военных действий на востоке Украины. Об этом он рассказал в интервью газете "Завтра". Экс-командир покинул Донбасс в середине августа и с тех пор находится в отпуске.

"Но спусковой крючок войны все-таки нажал я. Если бы наш отряд не перешел границу, в итоге все бы кончилось, как в Харькове, как в Одессе. Было бы несколько десятков убитых, обожженных, арестованных. И на этом бы кончилось. А практически маховик войны, которая до сих пор идет, запустил наш отряд. Мы смешали все карты на столе. Все!" - заявил Стрелков.

По его словам, он несет личную ответственность за то, что происходит на Донбассе. "За то, что до сих пор Донецк обстреливается, - я несу ответственность. За то, что Славянск оставлен, конечно, я несу ответственность. И за то, что он не освобожден, я тоже несу ответственность", - уверен так называемый бывший министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики.

Серьезно может помочь только Россия

В конце октября Стрелков объявил со создании движения "Новороссия", которое должно, по его словам, заниматься гуманитарной помощью жителям Донецкой и Луганской областей.

"С самого начала мы начали воевать всерьез: уничтожать диверсионные группы "правосеков", - говорит бывший лидер сепаратистов в интервью. - Но, поскольку "за неимением гербовой, пишем на простой", - мы создаем движение, чтобы хотя бы так, гуманитарно оказывать поддержку ополчению".

Стрелков добавил, что половина "армии одета сейчас в зимнюю одежду, которую мы им поставили". "Наша помощь идет в войска. А обеспечить гуманитарной помощью население способно только российское государство. Только государство! Из госрезервов надо брать. На те деньги, что собираем, мы можем помочь ополчению, семьям, раненым, но и то далеко не всем", - добавил собеседник издания.

Когда прибыли "отпускники" из РФ

В интервью он также признал, что к 5 июля сепаратисты оказались в сложной ситуации - израсходовали много боеприпасов. "Отпускники" - кадровые российские военные - прибыли в середине августа, заявил Стрелков.

"Отпускники" пришли через 40 суток. Мы бы до их прихода никак не продержались. У нас бы и продовольствия не хватило. А самое главное - украинская армия не шла на контактные бои. Когда мы сами навязывали контактный бой, то у них были потери", - рассказал бывший командующий сепаратистами. На вопрос главного редактора "Завтра" Александра Проханова, является ли "выравнивание фронта и бросок на Мариуполь" делом рук "отпускников", Стрелков ответил, что не совсем.

"Отдельные подразделения ополчения были им подчинены. Но в основном на Мариуполь наступали "отпускники". Когда они ушли, зыбкая осталась и линия фронта, и возможности. Во-первых, Мариуполь был пустой, там двое суток не было украинских военных, можно было взять без боя, - поведал бывший командир. - Но был приказ не занимать. Не просто приказ остановиться, а приказ ни в коем случае не занимать. Так же Волноваху можно было занять. Почему я и говорю, что события похожи на события в Крайне: там Югославская народная армия остановилась буквально за шаг до решающей победы".

В конце августа Александр Захарченко, которого недавно избрали главой ДНР, заявил, что на стороне сепаратистов воюют в качестве добровольцев три-четыре тысячи граждан РФ. По его словам ряд кадровых военных "предпочли провести отпуск не на пляже, а среди нас, среди братьев, которые сражаются за свою свободу".

Как все начиналось

В интервью Стрелков также признал, что изначально ни одна из сторон конфликта не хотела браться за оружие. После первой стычки сепаратистов с сотрудниками Службы безопасности Украины, в ходе которой, по словам экс-командира, украинская сторона понесла потери, Киев начал выставлять блокпосты, но при этом он не рвался воевать.

"Поначалу никто воевать не хотел. Первые две недели проходили под флагом того, что обе стороны хотели убедить друг друга", - вспоминает бывший лидер ДНР. После появления киевских блокпостов его бойцам "удалось разоружить сначала разведвзвод, потом колонну". "Это было именно разоружение - под стволами автоматов, под угрозой сожжения техники они не решились вступать в бой и были нами разоружены", - подчеркнул экс-главнокомандующий. Затем, по его словам,"Правый сектор" начал забрасывать к нам диверсионные группы - начались перестрелки".

После того, как у украинских властей появилась уверенность, что Россия напрямую в конфликт не вмешается, "они пустились во все тяжкие", уверен Стрелков. По его словам, самыми тяжелыми месяцами оказались июнь и июль - "нас со всех сторон стали поджимать, силы противника колоссально превосходили по всем параметрам" и тогда "начала срабатывать пропаганда". Август он назвал "пиком кризиса".

Сергей Аксенов, нынешний глава Крыма, как рассказал Стрелков, попросил его "заниматься северными территориями". "Я стал работать со всеми делегатами: из Одессы, из Николаева, из Харькова, Луганска, Донецка. У всех была полная уверенность, что если восстание разовьется, то Россия придет на помощь. Поэтому я собрал неразъехавшихся бойцов роты, набрал добровольцев. Собралось 52 человека", - вспоминает бывший лидер ДНР.

С этим отрядом он вышел на Славянск. Если верить бывшему главнокомандующему, это произошло "совершенно случайно". "Нам нужен был средний город. 52 человека - это сила в более-менее небольшом населенном пункте. И мне сказали, что в Славянске наиболее сильный местный актив. Этот вариант мы оценили как оптимальный", - объяснил он. На следующий день был занят Краматорск, куда было отправлено 30 человек из казачьего подразделения.

"И пошло-поехало. Дальше все зависело только от наличия оружия. Первые месяцы добровольцев было много, но нам нечем было вооружать. Когда начались боевые действия, полилась реальная кровь, число добровольцев поуменьшилось", - рассказал Стрелков.

По данным ООН на конец ноября, в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины погибли более четырех тысяч человек. Еще примерно десять тысяч получили ранения.

В четверг, 20 ноября, суд на Украине удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры о задержании Стрелкова и другого полевого командира сепаратистов Игоря Безлера (позывной "Бес") в рамках уголовного дела, возбужденного по статьям о "похищении человека", "истязании" и "умышленном убийстве". В начале ноября Киев объявил Стрелкова и Безлера в розыск.