Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский сообщил о росте преступности среди солдат-срочников, а также числа случаев рукоприкладства, примененного офицерами по отношению к подчиненным, передает "Интерфакс".
"Как и в 2010 году, не снижается острота проблемы насильственных преступлений среди военнослужащих. За шесть месяцев текущего года их количество возросло еще на 3% - с 2102 до 2163. От этих деяний пострадали более 2 тыс. человек. Подавляющее большинство преступлений совершено военнослужащими по призыву - 1581", - сказал Фридинский на заседании коллегии ГВП в четверг.
Особенно опасны такие деяния, отметил Фридинский, "когда они совершаются на межнациональной почве, а такие факты есть".
- Главный военный прокурор не верит в эффективность военной полиции
- Ущерб от коррупции в армии уже превысил 600 млн рублей
- Поборы в российской армии стали повсеместными - от рот до штабов
Он также отметил, что "пока некоторые военные прокуроры разбираются в ситуации, отдельные командиры уже определились, как наводить "порядок" в подразделениях".
"Число рукоприкладств в этом году возросло более чем на 15%, а среди младших - почти вдвое. В текущем году к уголовной ответственности за насилие над подчиненными привлечено 75 только лейтенантов-выпускников", - сказал Фридинский.
"Такую практику, - отметил прокурор, - охотно перенимают и младшие командиры из числа сержантов. В этом году уже более 170 сержантов по призыву привлечены к уголовной ответственности за рукоприкладство". Подобные факты распространены в войсках Восточного, Центрального, Западного военных округов, сказал Фридинский. "Полагаю, что они имеют место и в других регионах", - сказал он.
Главный военный прокурор также сообщил, что в прошлом году военнослужащими по призыву совершено каждое третье зарегистрированное преступление, а за шесть месяцев текущего года - уже половина всех правонарушений (2 660), две трети из которых - посягательство на порядок прохождения военной службы (1 578).
Другим распространенным явлением, по словам Фридинского, стали незаконные поборы со стороны командиров от подчиненных. Ярким примером он назвал случай в Липецком авиационном центре, где "командиры незаконно экспроприировали с военнослужащих более 3 млн рублей". Между тем, по его словам, подобные случаи взяточничества распространены повсеместно.
"Уголовные дела по подобным фактам расследуются практически во всех округах и на флотах", - отметил он. По его словам, поборы с премиальных, выплачиваемых военнослужащим, в карман командирам либо во всевозможные фонды стали уже условием для выплаты денег и распространены начиная "от ротных подразделений и заканчивая самыми высокими штабами".
Главный военный прокурор не верит в эффективность военной полиции
Создание военной полиции не станет панацеей от всех армейских бед, хотя будет способствовать наведению порядка в войсках, считает Фридинский. "Создание военной полиции будет нужным шагом в укреплении дисциплины и наведении порядка в войсках и окажет большую помощь в укреплении законности", - сказал он.
Вместе с тем, по его словам, военная "полиция не станет панацеей от всех бед". Опыт работы военной полиции в других странах, пояснил Фридинский, подтверждает, что уровень преступности в армейских рядах, прежде всего, определяется социальными факторами, а не наличием в структуре вооруженных сил специального органа по охране правопорядка.
Главный военный прокурор поручил работникам ГВП в составе межведомственной рабочей группы тщательно проработать все вопросы, связанные с созданием института военной полиции, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы этой структуры.
Ущерб от коррупции в армии уже превысил 600 млн рублей
Ущерб государству от коррупционных проявлений в Российской армии в 2011 году превысил 600 млн рублей, к ответственности привлечены шесть высших и свыше 170 старших офицеров, сообщил Фридинский.
"По-прежнему остается высоким уровень коррупционных посягательств. Их удельный вес в общей структуре составляет уже 16,5%. Причиненный частям и организациям ущерб превысил 600 млн руб.", - сказал главный военный прокурор, добавив, что к ответственности за подобные преступления привлечены шесть генералов и более 170 старших офицеров.
Он уточнил, что четверть подобных деяний - должностные подлоги и мошенничество, еще четверть - присвоение, растраты и взяточничество.
"В два с половиной раза возросло количество преступлений коррупционной направленности, совершенных государственными гражданскими служащими и гражданским персоналом. К уголовной ответственности за данные правонарушения привлечено 145 таких лиц", - сказал Фридинский.