Следственный комитет РФ направил в Генпрокуратуру уголовное дело в отношении экс-заместителя начальника Бутырского СИЗО Дмитрия Кратова, в котором содержался покойный юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский. Сообщение об этом появилось на сайте ведомства в тот момент, когда отношения между РФ и США обострились из-за угрозы скорого принятия "закона Магнитского", направленного против российских чиновников и силовиков.
По версии следствия, Кратов ненадлежащим образом исполнял свои должностные обязанности по обеспечению медицинской помощи арестантам. "В результате в 2009 году это повлекло смерть Сергея Магнитского, содержащегося под стражей", говорится в сообщении СКР. Бывшего замначальника "Бутырки" обвиняют по статье "Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека".
Прежде в смерти Магнитского обвиняли еще и врача-лаборанта из "Бутырки" Ларису Литвинову: ей инкриминировалось причинение смерти по неосторожности из-за ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей. Но весной дело прекратили в связи с изменениями в уголовном законодательстве.
Тем временем Пресненский суд Москвы отменил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против сотрудника Следственного департамента МВД Натальи Виноградовой, занимавшейся делами Магнитского, передает "Интерфакс" со ссылкой на председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова. Ранее он обратился с жалобой на предыдущее решение Следственного комитета, так как, по его словам, обладает информацией о причастности Виноградовой к коррупционному преступлению. Следователя подозревают в получении взятки в 40 тысяч долларов.
По некоторым данным, Виноградова получила эти деньги еще несколько лет назад, когда она работала в Контрольно-методическом управлении МВД и носила фамилию Щербакова. 40 тысяч долларов ей и ее коллеге якобы передали в расчете на закрытие уголовного дела. СК дважды отказывал в возбуждении уголовного дела против Виноградовой, ограничившись лишь ее допросом.
Стоит отметить, что Виноградова была непосредственным руководителем следователя Олега Сильченко, который в 2008 году расследовал дело против Магнитского. В США она в числе других внесена в "черный список" лиц, ответственных за его гибель.
Некое оживление в расследовании дел в отношении лиц, имеющих отношение к гибели Магнитского, происходит на фоне планов сенатского Комитета по иностранным делам Конгресса США проголосовать за так называемый "закон Магнитского". Этот документ предусматривает введение карательных мер против сотрудников российских силовых ведомств и судей, которые, по мнению американской стороны, виновны в смерти юриста.
Если законопроект будет одобрен, им и их родственникам должен быть закрыт въезд на территорию США, а их счета в американских банках подлежат замораживанию. Президент РФ Владимир Путин уже пригрозил Вашингтону ответными мерами в случае, если закон будет принят. "Значит, будут соответствующие ограничения на въезд в Россию для энного количества граждан США, - предупредил российский лидер. - Если кто-то это сделает, значит это будет сделано, это не наш выбор".
37-летний Сергей Магнитский скончался в палате интенсивной терапии больницы СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года - спустя 11 месяцев содержания под стражей и через семь дней после того, как ему было предъявлено обвинение. До перевода в больницу он содержался в "Бутырке". По данным следствия, Магнитскому не было назначено своевременное лечение и не была проведена адекватная терапия при резком ухудшении состояния здоровья.
Юриста обвиняли в уклонении от уплаты налогов, однако его коллеги уверены в том, что Магнитского арестовали после того, как он вскрыл коррупционные схемы, к которым причастны некоторые российские чиновники.
В отношении самого Магнитского уголовное дело было прекращено в связи со смертью, а в августе 2011 года постановление о прекращении уголовного дела отменено Генпрокуратурой РФ с учетом требований КС РФ. В настоящее время следственные органы МВД РФ завершили расследование дела, однако защита родственников Магнитского заявила, что не собирается знакомиться с материалами дела.