www.lehtikuva.fi

Австрийская газета Der Standard пишет о поступательном улучшении международного имиджа Владимира Путина. После заголовка статьи – "Год Путина "- рассказывается о цене такого небывалого успеха: отсутствие демократических свобод, господство бюрократии, национализация экономики. Если цель оправдывает средства, то, считает газета, другим мировым лидерам есть чему поучиться у российского президента.

- Der Tagesspiegel: на рейтинг демократии в России повлиял закон о НПО

Газета констатирует, что таким плохим имидж Соединенных Штатов не был уже несколько десятилетий. Согласно опросам общественного мнения, более двух третей молодой элиты в средствах массовой информации, научно-исследовательских институтах и внешнеполитических структурах отзывается о перспективах развития ситуации в Ираке пессимистично. (Перевод статьи на сайте Inopressa.ru).

2005 год не был хорошим годом и для большинства лидеров крупных государств ЕС, таких как Франция, Германия, Италия и Великобритания. Бывший немецкий федеральный канцлер Герхард Шредер, согласившись принять пост в "Газпроме", потерпел политическое и, прежде всего, моральное фиаско. Президент Франции Жак Ширак похож на актера без текста в пьесе без режиссера.

Единственным ключевым политиком, чей международный имидж в этом году даже улучшился, стал, по мнению газеты, Владимир Путин. И это несмотря на удушение в его стране политических партий, произвол управляемой юстиции, растущую коррумпированность общества и контроль над СМИ.

Главы больших и маленьких государств то и дело наносят визиты в Москву. В их фарватере следуют банкиры и бизнесмены, которые заключают выгодные контракты. Телевизионная картинка и информация в печати о хороводе государственных визитов снова и снова укрепляют опасения демократической оппозиции, глубоко убежденной, что большинство западных политиков готовы поступиться любыми принципами в обмен на нефть и газ, на выгодные заказы.

Рост золотовалютных запасов как результат рекордных цен на нефть и газ в отсутствие структурных реформ образует лишь хрупкую базу кажущегося развития экономики. Московский политолог Лилия Шевцова недавно пришла к выводу, что за два последних года в России окончательно сформировался капитализм государственного аппарата. В нынешнем году, говорит она, также положен конец спорам между либеральными технократами и приверженцами контроля над экономикой в путинской команде. Победу одержали последние.

Доверенные лица Путина, по большей части бывшие офицеры КГБ и вооруженных сил, их друзья и дети этих друзей контролируют важнейшие государственные институты и все большее количество коммерческих предприятий – от "Газпрома" до "Аэрофлота". Отправленный в 2004 году в отставку премьер-министр Михаил Касьянов говорит, что Россия "изменилась до неузнаваемости". Некоторые эксперты считают, что полный провал потерпел процесс демократизации в целом.

Например, недавно организация Freedom House вновь отметила ухудшение ситуации со свободой в России в 2005 году. По итогам прошедшего года Россия, которая в докладе от 2004 года из категории "частично свободных" опустилась в категорию "несвободных" стран, еще больше ухудшила свои показатели в списке, который замыкают Туркмения и Узбекистан.

Der Tagesspiegel: на рейтинг демократии в России повлиял закон о НПО

Немецкая Der Tagesspiegel также обратила внимание на отчет Freedom House и на ситуацию с демократией в России. По мнению газеты, не в последнюю очередь понижение рейтинга России состоялось из-за запланированных ограничений для неправительственных организаций (НПО), которым, так же как и московской политике в Чечне, в отчете уделено много страниц. Так нападать на институты, которые в России и без того находятся в зачаточном состоянии, пишет газета не решился даже президент Узбекистана Ислам Каримов, которому после кровавых событий в Андижане объявлен международный бойкот.

Новые положения касаются неправительственных организаций, а также представительств иностранных некоммерческих организаций: фондов или групп помощи, которые посредством стипендий и субсидий поддерживают общественно полезные проекты, начиная с семинаров для журналистов о работниках благотворительных организаций, занимающихся беспризорниками или наркоманами, и заканчивая приютами для бомжей или лагерями для беженцев на Северном Кавказе.

Новый закон требует, чтобы все они приспособились к российскому праву, помимо всего прочего, зарегистрировавшись как юридические лица РФ. Однако это противоречит уставу западных неправительственных организаций и может, как предупреждают эксперты, запугать их российские отделения. Главным образом им угрожает жесткий контроль со стороны финансовых органов и внутренней службы безопасности ФСБ, которая должна проверить их на возможные "действия, направленные против национальных интересов России".

Наблюдатели видят в этом дальнейшие попытки предотвратить перевороты, подобные украинскому. Цель состоит в том, чтобы защитить Россию от проникновения террористических и антигуманных идеологий извне, сказал президент Владимир Путин.

Эти планы вызвали возмущение у демократов в России и на Западе. Поэтому Путин вынужден был дать отбой спешащей повиноваться партии Кремля, которая инициировала этот законопроект и благодаря имеющемуся у нее большинству в две трети голосов в Думе сумела протащить его в первом чтении . Путин потребовал внесения "существенных улучшений".

Однако его критика касалась только самых вопиющих перегибов. По существу, считает Der Tagesspiegel, он ничего не изменил – и одной из причин стало требование Соединенных Штатов отменить закон. Это было слишком даже для Эллы Панфиловой, главы комиссии по правам человека при президенте России. Такое вмешательство, как возмутилась обычно мягкая и сдержанная представительница российского гражданского движения, пришлось "не вовремя" и является "контрпродуктивным". В самом деле, во втором, решающем чтении в среду Дума ограничилась поверхностными исправлениями.