НТВ

В Дзержинском райсуде Волгограда началось рассмотрение гражданского иска группы родственников пассажиров самолета Ту-154, взорванного террористами в воздухе в августе 2004 года во время рейса Москва-Сочи. Ответчиком по делу значится ЗАО East-Line Aviation Security - служба безопасности московского аэропорта "Домодедово", откуда лайнер вылетел в свой последний рейс. Истцы полагают, что эта структура, отвечавшая за предполетный досмотр пассажиров и багажа, должна нести ответственность за то, что на борт самолета пронесли бомбу. Иск подан от имени 21 родственника жертв трагедии. В качестве моральной компенсации за гибель близких истцы требуют от компании по 3 млн рублей каждый, пишет в четверг газета "Время новостей".

Пока состоялось только первое заседание по этому гражданскому делу, и исход его неясен, однако тот факт, что суд принял этот иск к рассмотрению, может иметь серьезные последствия для всей эпопеи с расследованием терактов августа 2004 года, отмечает издание. Газета напоминает, что Генпрокуратура РФ, расследующая соответствующее уголовное дело, почти с самого начала заявила, что вины службы безопасности (СБ) аэропорта в происшедшем нет, хотя СБ должна была отвечать за проверку всех людей и предметов, направлявшихся на борт. Представитель СБ "Домодедово" уже попросил привлечь в качестве соответчика правительство РФ.

Расследование терактов в двух самолетах перешло в гражданскую плоскость

Самолеты Ту-154 (рейс Москва-Сочи) и Ту-134 (Москва-Волгоград), вылетевшие из аэропорта "Домодедово" 24 августа 2004 года, террористы взорвали почти одновременно. В момент взрыва Ту-154 находился в небе над Ростовской областью, Ту-134 - над Тульской. Рейсом на Сочи летели 46 пассажиров и членов экипажа, в Волгоград - 44. Все они погибли. По данным следствия, на самолетах сработали взрывные устройства, приведенные в действие террористками-смертницами. Экспертиза обнаружила на обломках обоих лайнеров следы гексогена.

По версии Генпрокуратуры, взрывы на самолетах осуществили уроженки Чечни Аманат Нагиева и Сацита Джебирханова, как предполагается, завербованные чеченскими сепаратистами и снабженные бомбами. В то же время до сих пор никто официально не подтверждал, что бомбы взорвали именно они (одновременность взрывов, как полагали эксперты, может говорить о том, что бомбы были с часовым механизмом, а это версию смертниц опровергает). Следствие также предполагало, что организовали теракты Шамиль Басаев и Ачемез Гочияев - организатор взрывов жилых домов в Москве осенью 1999 года.

Подозрения в халатности с сотрудников службы безопасности столичного аэропорта Генпрокуратура сняла сразу, отмечает ВН. Зато позже нашла других виновных: ими оказались сотрудник ЛОВД "Домодедово" капитан милиции Михаил Артамонов, спекулянт авиабилетами Армен Арутюнян и сотрудник службы безопасности авиакомпании "Сибирь" Николай Коренков. В июне 2005 года Артамонов был осужден на 7 лет за халатность в связи с тем, что когда предполагаемые террористки прибыли в аэропорт, он их не обыскал. Позднее ему снизили наказание до шести лет. Арутюняна наказали 18 месяцами колонии за то, что он продал террористкам (если это были они) билеты, а Коренков получил такой же срок за то, что помог чеченкам пройти в самолеты, когда посадка официально уже закончилась.

Письмо Путину не помогло

Родственники погибших попытались выяснить, кто же все-таки должен был отвечать за то, что бомбы попали в самолеты. В феврале 2005 года они написали письмо президенту Путину с просьбой взять под свой контроль расследование уголовного дела. Среди прочих причин в письме указывалось на то, что следователи, по мнению родственников, не дали должной оценки действиям службы безопасности аэропорта. Они писали, в частности, что вопрос о надлежащем или ненадлежащем исполнении своих обязанностей сотрудниками СБ вообще был проигнорирован, а "никто из гражданских сотрудников аэропорта не был допрошен в каком-либо процессуальном качестве". Письмо эффекта не возымело.

Тогда 21 родственник погибших пассажиров рейса Москва-Волгоград решили подать иск к службе безопасности "Домодедово" о возмещении морального ущерба. В нем они требуют по 3 млн рублей в качестве компенсации морального вреда от ЗАО East-Line Aviation Security и по 100 рублей от компании "Волга-Авиаэкспресс", эксплуатировавшей самолет.

На первом заседании в Волгограде представитель "Ист-Лайн", управляющей компании аэропорта "Домодедово", заявил несколько ходатайств. В частности, он начал с просьбы отложить рассмотрение до конца расследования основного дела о взрывах самолетов. Однако судья Светлана Ченегина, согласившись с доводами другой стороны, что дело приостановлено на неопределенный срок, а также с тем, что розыск организаторов терактов не влияет на факт виновности или невиновности службы безопасности, приняла сторону истца. Дело решено рассматривать, впрочем, ответчиком по нему будет проходить не только правопреемник East-Line Aviation Security, но и правительство РФ. О привлечении его в качестве соответчика попросил представитель "Ист-Лайна", поскольку, по его мнению, обеспечивать безопасность граждан должно государство. Судья с этим согласилась.

В самой компании "Ист-Лайн" в минувший четверг отказались комментировать ситуацию: "Согласно официальному заключению госкомиссии по расследованию причин авиакатастроф самолетов Ту-134 и Ту-154 24 августа 2004 года вины аэропорта "Домодедово" в случившемся нет".