novayagazeta.ru

На строящейся в Сосновом Бору под Петербургом второй Ленинградской атомной станции (ЛАЭС-2) рухнули металлоконструкции. Это случилось на стройплощадке первого энергоблока в минувшее воскресенье, 17 июля. По счастью, никто не погиб и не пострадал, но инцидент выявил серьезный брак и нарушения технологического процесса.

Сообщения об этом на неделе промелькнули в петербургских и некоторых других СМИ, причем часть из них писали не про обрушение, а всего лишь про "деформацию" арматуры. Однако "Новая газета", публикуя в пятницу ФОТО обвалившейся металлической сетки, склонна видеть катастрофические последствия. Издание узнало подробности, которые заставляют усомниться в надежности будущего атомного объекта.

До сих пор с подобными ляпами при строительстве стен атомных блоков в России и СССР еще не сталкивались, указывают авторы статьи. В советские времена за возведением ядерных объектов, составляющих государственную тайну, следило множество контролирующих организаций. Непрофессионализм просто не допускался.

Теперь же - сплошь и рядом головотяпство, некомпетентность, недоработки и прямые нарушения, а на строительство режимного объекта загнали иногородних и даже иностранных гастарбайтеров, зачастую непрофессиональных, с которыми обращаются как с рабами.

При этом и застройщиком, и контролером является организация-проектировщик "Ленатомэнергопроект". А госкорпорация "Росатом", в чью программу входит проект сооружения ЛАЭС-2, подконтрольна разве что своим собственным службам. Так что получается, что "Росатом" сам разрабатывает проект, сам выбирает генподрядчика, сам оплачивает работы и сам себя контролирует - полностью закрытый цикл.

Секретный объект РФ строят иностранцы и непрофессионалы, которых делают рабами

О том, как организовано строительство, рассказал газете житель Соснового Бора, физик, руководитель экологической организации "Зеленый мир" Олег Бодров. По его словам, помимо рабочих, командированных в Ленинградскую область из других регионов России, наняты гастарбайтеры из ближнего зарубежья - с Украины и, возможно, из Белоруссии.

Живут рабочие в пригородных поселках Соснового Бора, на стройплощадку их возят. При приеме на работу у них отбирают паспорта, после чего начинается рабство в нечеловеческих условиях. Строители работают по 12 часов в сутки, после чего возвращаются в бараки, где живут круглый год без горячей воды и по большому счету без отопления.

"Рассчитывать на то, что люди, работающие в рабских условиях, могут сделать качественную работу, невозможно", - говорит Бодров. Другой вопрос - почему стратегический объект возводят непрофессиональные рабочие и иностранцы.

Любой ядерный объект и его система защиты составляют гостайну и считается секретным, причем еще на стадии проектирования. Допуск к такому объекту украинских и белорусских рабочих попросту недопустим, так что можно сделать вывод, что в строительстве ЛАЭС-2 они заняты незаконно.

А из-за "закрытости цикла", когда внешний контроль над детищем "Росатома" практически невозможен, никакие структуры, даже ФСБ, не уполномочены проверить квалификацию и прочие качества рабочих, а также стройматериалы, техническую документацию. Соответственно, возможного разгильдяйства или прямого воровства при строительстве или эксплуатации атомной станции никто не выявит, кроме самого "Росатома" - но не будет же госкорпорация "копать" под саму себя.

Эксперты-атомщики за месяц до аварии жаловались на некомпетентность проектировщиков и строителей

Как поясняет издание, ФСБ могут действовать только в таких совсем уж чрезвычайных случаях, как теракт. Если же, к примеру, рухнет стена уже пущенного в эксплуатацию энергоблока, то разбираться будет прокуратура. Так что в причинах обрушения арматуры разбираются эксперты того же "Росатома" - точнее, входящего в его состав "Атомэнегопроекта" (АЭП).

Впрочем, экспертов-атомщиков нельзя упрекнуть во всецелом попустительстве. Примерно за месяц до аварии в интернете появилось письмо сотрудников Сосновоборского филиала АЭП по поводу методов работы руководства головного института. В нем говорилось:
"Недостаток компетентности в части целостного понимания технологии проектирования и сооружения АЭС, тем более в условиях сооружения фактически головного блока, руководство ОАО "СПб АЭП" пытается компенсировать недальновидными, карательными, импульсивными решениями в отношении немногих оставшихся профессионалов".

Кроме того, технические специалисты подрядчика "СПб АЭП" не раз обращались в головную организацию с предложением ввести в проект дополнительное армирование с жесткими армоблоками. Если бы им вняли, обрушения бы не произошло, но никакой реакции не последовало, рассказали источники газеты.

В итоге строители взялись за устранение обнаруженного дефекта - отклонения арматуры - сами, им удалось выправить арматуру, дойдя до высоты 12 метров. Оставшиеся десятиметровые полосы металла не были зафиксированы и свободно "гуляли" под порывами ветра, пока не рухнули.

Без жертв обошлось по чистой случайности - за несколько минут до обрушения строители покинули рабочие места, отправившись на обед. Как оказалось, точно так же им "повезло" в январе, когда под порывом ветра рухнула 14-метровая арматурная стенка. Мастер участка, обеспокоенный штормовой погодой, по счастью увел рабочих со стройплощадки.

Еще ранее, в декабре строительство ЛАЭС-2 вообще было приостановлено за многочисленные нарушения норм пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Причем нарушения были выявлены еще в июле 2010 года, но строители это просто проигнорировали.

Последствия нынешнего ЧП далеко не столь безобидны, как кажется, подчеркивает "Новая газета". Некоторые специалисты даже оценивают их как катастрофические.

"Уже можно предположить, что придется демонтировать 1200 тонн арматурной стали из разрушенной стены. Затем - обследовать уложенный 17 июля в наружную защитную оболочку блока четырехметровый слой бетона. Скорее всего, обрушившиеся арматура и куски стены привели к образованию в нем дефектов.

Пока это все происходит на неработающей, строящейся атомной станции. Если же дефекты начнут проявляться на действующем объекте, это может привести к ужасающим последствиям, тогда, возможно, уже не будет смысла искать ответчиков, заключает издание.