В Госдуме накануне прошло заседание, посвященное поиску способов борьбы с распространением идеологии АУЕ среди подростков, заключающейся в стремлении молодых людей жить по блатным понятиям. Во время мероприятия представитель МВД РФ Евгений Дубов попытался приуменьшить опасность, исходящую от данного неформального молодежного движения, за что его жестко отчитал старший помощник главы Следственного комитета РФ Игорь Комиссаров.
Во время заседания Дубов отметил, что в действительности ни у кого из сторонников АУЕ криминального прошлого нет, сообщает "Дождь". "Все слышали и видели в интернете и средствах массовой информации ролики с участием подростков, которые выкрикивают какие-то лозунги, и при этом звучит аббревиатура АУЕ. Как она расшифровывается, все, наверное, опять же из средств массовой информации знают: "арестантский устав един". Если разобраться, то никто из этих несовершеннолетних в местах лишения свободы не был", - сказал представитель МВД.
Также Дубов сообщил, что за аббревиатурой АУЕ на самом деле не скрывается никакая организация. "Ребята, когда их спрашивали, в чем смысл состояния в некоей организации, отвечают: "никакой организации нет". А где ты узнал? "Из интернета". А что это значит? "Я не знаю, что это значит. Вот все говорят и я говорю", - рассказал сотрудник МВД о том, как подростки объясняют свою причастность к набравшему за последние годы популярность движению.
За этим последовал жесткий ответ Комиссарова, который счел, что его коллега живет "в параллельном мире". "Я не знаю, где вы работаете, но вы абсолютно не представляете себе ситуацию, которая творится", - сказал старший помощник председателя СКР Александра Бастрыкина.
По словам Комиссарова, о распространении АУЕ властям стало известно около шести лет назад. "Я прибыл (...) в Забайкальский край, там, где девятилетний мальчик подвергался систематическому сексуальному насилию. Вот там были школьные тетрадочки, где было написано: положенец, смотрящий, вор в законе. Не только у этого ребенка, это оказалось у каждого ребенка в детском доме", - рассказал сотрудник СКР.
Также во время визита Комиссарова в Забайкальский край выяснилось, что в каждой школе региона есть парты для "опущенных". "Мне говорят: вы знаете, у нас в каждой школе есть в Забайкальском крае столы для опущенных. Вот это все подтвердилось. То, что в каждой школе есть общак", - отметил старший помощник председателя СКР.
Возмущенный Комиссаров завершил свое выступление риторическим вопросом в адрес Дубова: "Почему вы об этом не знаете? Вы работаете в МВД".
Неформальное молодежное криминализованное движение АУЕ, название которого расшифровывается как "Арестантское уркаганское единство" (также встречается трактовка - "Арестантский уклад един"), распространилось в российских школах, интернатах, детских домах и спецучилищах с конца нулевых годов, напоминает интернет-портал "МИР24". Смысл этой идеологии заключается в стремлении школьников соблюдать тюремные понятия.
АУЕ распространяется под видом самостоятельного движения и мема, в основном через интернет, отмечает издание. Страницы и паблики в социальных сетях с соответствующим контентом набирают сотни тысяч подписчиков. Некоторые сторонники этого движения воспринимают его исключительно как безобидную игру. Тем не менее есть и реальные последствия причастности к АУЕ: подростки скидываются в "общак", среди них определяются "смотрящие" и "опущенные", а также кураторы из криминальной среды. Предполагается, что сегодня ты скидываешься для тех, кто оказался в тюрьме, а если сам получишь срок - они скинутся для тебя.
В июле прошлого года в Совете по правам человека России сообщили, что АУЕ держит под контролем детей из 18 регионов РФ. Проблему обнаружила рабочая группа, созданная на базе СПЧ. "Выяснилось, что многие детские учреждения, в том числе и Забайкальского края, находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием АУЕ - арестантско-уркаганское единство", - рассказала тогда ответственный секретарь СПЧ РФ Яна Лантратова.
По ее словам, механизм АУЕ заключается в том, что "на зоне сидит человек, у него есть телефон, и он может поставить своих "смотрящих", в том числе и в детских домах". Они заставляют детей сдавать деньги на общак для заключенных, а в случае отказа дети переходят в разряд "опущенных", подвергаясь различным издевательствам.
В августе 2016 года в Рефтинском спецучилище в Свердловской области вспыхнул бунт. Вечером 31 августа воспитанники с криками "АУЕ" устроили погром на кухне и разбежались. Полиция отловила их, но 1 сентября ситуация повторилась.
Детский омбудсмен Свердловской области Игорь Мороков пояснил, что дестабилизация обстановки в училище произошла из-за распространения криминальных понятий. Подростки не хотели есть из одной посуды с "опущенными", что является типичной претензией обитателей взрослых колоний.
Один из бывших воспитанников учреждения, заставший августовский бунт, рассказал Ura.ru, что в итоге проблему с разделением посуды удалось решить. "В итоге мы договорились со столовой, что посуду будут маркировать и даже мыть в разных раковинах. На тарелках там есть вишенки нарисованные. На посуде для опущенных стали царапать листочки этих вишенок. А внешне тарелки выглядят одинаковыми. Так и решили вопрос", - сообщил молодой человек.
Руководство Рефтинского спецучилища тем временем настаивает, что никаких "опущенных" там не было и нет. "У нас нет и никогда не было никаких "опущенных". Нас неоднократно проверяли, но ничего подобного не выявляли. Да мало ли кто что может вам рассказывать", - заявил Ura.ru директор учреждения Александр Хуторной.
По факту беспорядков в учреждении СК возбудил уголовное дело, обвиняемыми по которому проходят пятеро воспитанников спецучилища 1999-2001 годов рождения. В ближайшее время над ними начнется судебный процесс.