В последнее время в России фактически воцарилось затишье вокруг проблемы алкогольных отравлений, хотя осенью 2006 года сведения о новых больных напоминали сводки с поля боя. Между тем в целом по стране масштабы отравлений суррогатами не сильно уменьшились, пишут "Новые известия".
Случаи госпитализации людей с токсическим поражением печени, согласно официальной информации, участились с июля 2006 года. К октябрю эпидемия отравлений захлестнула 22 региона страны. Больше всего пострадавших было в Белгородской, Челябинской и Тверской области. Напряженной была ситуация в Вологодской, Воронежской и Иркутской областях, а также в Пермском крае. Однако осенью глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил о том, что эпидемия сошла на нет, объяснив это успехами борьбы своего ведомства с некачественным алкоголем. Но токсический гепатит никуда не исчез.
Практически все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что если отравления суррогатами в различных регионах и пошли на спад, то улучшения эти незначительны. "Ситуация с токсическим гепатитом по-прежнему сложная", – пожаловался руководитель Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения РАМН Сергей Колесников.
Ученый поделился статистикой по Иркутской области. "Всего, по данным органов здравоохранения и МЧС, с момента начала эпидемии по 7 марта в Иркутской области суррогатами отравились около шести тысяч человек, – констатирует Сергей Колесников. – Всего от отравлений алкоголем умерли в этот период 290 человек. Если говорить о динамике, то в сентябре и октябре скончались 36 человек, в ноябре к этому числу умерших прибавились еще 64 человека, за декабрь, январь и февраль умерли еще 190 человек – примерно по 63 в месяц. Сейчас же можно говорить о 10–15 летальных исходах в неделю". Однако про этих жертв спиртного почему-то никто уже не говорит вслух.
Подобная картина и в других регионах. "Люди в нашем крае как травились осенью, так и травятся сейчас, – призналась инженер отдела по связям с общественностью ГУ МЧС России по Пермскому краю Евгения Кулакова. – С 11 сентября прошлого года по 9 марта этого у нас зарегистрировано 952 случая отравлений суррогатным алкоголем. Всего от токсического гепатита умер 41 человек. Причем 202 человека отравились, а десять скончались уже в 2007 году".
В Челябинской области токсический гепатит также никуда не делся. "С 1 сентября 2006 года по 2 марта 2007 в области зарегистрировано свыше трех тысяч заболевших, из них 1,5 тысячи – в самом Челябинске, – рассказала сотрудник пресс-службы ГУ МЧС по области Аэлита Жукова. – Умерли 244 человека".
И только в главном управлении МЧС по Белгородской области уверили, что "с 1 января этого года в области не было зафиксировано ни одного случая алкогольной интоксикации". К концу же прошлого года пострадавших было 969 человек, из них 850 человек – в Старом Осколе и 119 – в Губкине. "Похоже, что в нашем регионе эпидемия действительно сошла на нет", – констатировали в региональном МЧС.
"В основе эпидемии токсических гепатитов во второй половине 2006 года лежит системная дестабилизация рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции, – сообщил директор Российского НИИ здоровья Владимир Нужный. – Было спровоцировано ограничение территориальной доступности алкоголя, что привело к неудовлетворению потребности в алкоголе части населения страны. В результате люди резко начали употреблять суррогаты алкоголя в больших количествах".
Эксперты подчеркивают, что до осеннего всплеска токсического гепатита и даже до начинаний Роспотребнадзора общее количество смертей от отравления алкоголем в России неуклонно снижалось. "Общая алкогольная смертность начала снижаться в 2003 году, – сообщил руководитель отдела информатики и системных исследований московского НИИ психиатрии Минздрава РФ Александр Немцов, десятки лет занимающийся изучением проблемы алкоголизма в России. – Каждый месяц в России от отравлений алкоголем умирало на 500–600 человек меньше, чем в соответствующий месяц предыдущего года".