"Новая газета" сообщила о массовых рейдерских захватах, в ходе которых у жителей Крыма отбирают земельные участки, полученные до присоединения Крыма к России. Разобраться в запутанной истории с законодательством власти не готовы, а при захвате участков используют в том числе ОМОН, заявляя, что у участков имеется другой собственник.
Вечером 26 февраля неизвестные вооруженные люди сравняли с землей дом и огород жителя крымского поселка Партенит Юрия Каменского. Бойцы ОМОНа в шлемах, бронежилетах и с автоматами не дали мужчине пройти на собственный участок в садоводческом товариществе "Рассвет", предположив, что он фигурирует в некоем судебном деле, и не стали ничего объяснять. За несколько часов его постройки и огород были уничтожены при помощи трактора.
За пять дней до этого вооруженные люди пришли на участок к пенсионеру Николаю Аникушину - спилили ворота, выломали дверь дома и начали выкидывать мебель. Когда пенсионер пытался показать бойцам документы на дом, прибывшие на место полицейские объяснили, что у его земли объявился новый собственник.
Садоводческое товарищество "Рассвет" появилось в Партените еще в 1991 году: совхоз "Таврида" решил раздать своим сотрудникам непригодную для выращивания винограда землю близ оползневого склона под огороды. Сначала садоводы арендовали участки, но в 2000 году поселковый совет Партенита передал им землю в коллективную собственность.
Садоводы пытались получить отдельные госакты на свои участки, но для решения этого вопроса им предлагалось заплатить сотни тысяч гривен. В 2002 году соседний с "Рассветом" парк "Айвазовское" арендовал украинский миллиардер Сергей Тарута, который решил создать в парке элитное место отдыха с отелем Hyatt. Тогда же он обвинил "Рассвет" в том, что его члены строят гаражи и строения "ужаснейшей архитектуры" в местах оползней и обводнений, что угрожает и парку "Айвазовское".
В 2005 году для борьбы с "Рассветом" была создана организация-двойник - потребительский кооператив по строительству и эксплуатации дачного поселка "Рассвет". Этот кооператив по документам располагался на земле "оригинала", а среди голосовавших за его создание числились садоводы самого товарищества, которые в создании кооператива никак не участвовали. За этим последовали суды, однако "оригинальный" "Рассвет" выиграл их все, а в ноябре 2013 года Европейский суд по правам человека также признал право членов садоводческого товарищества распоряжаться спорной землей.
Однако 27 декабря 2013 года, через месяц после решения ЕСПЧ, ныне упраздненный поселковый совет Партенита принял решение о передаче земель "Рассвета" 39 гражданам Украины, проживающим преимущественно в Киеве и Мариуполе. Среди них оказались и три человека с фамилиями Тарута. В комментарии изданию "Примечания" представитель новых украинских "собственников" Константин Шевченко признавал, что два человека в списке - дочери олигарха Сергея Таруты Екатерина и Татьяна. Шевченко также заявил, что садоводы продали свои участки новым собственникам, а затем решили сохранить землю за собой. При этом документов, подтверждающих факт продажи земли, он не представил.
После присоединения Крыма в 2014 году Россия заявила о полном признании украинских документов в Крыму, легитимизировав одновременно и коллективное право собственности садоводов на земли "Рассвета", и решения поселкового совета о передаче земель украинским собственникам. Прокуратура и Алуштинский городской суд признали решение совета нелегитимным, однако осенью 2017 года Верховный суд Крыма принял к рассмотрению апелляцию одной из "украинских собственниц" Екатерины Гончаровой.
После этого коллегия судей постановила отменить решение Алуштинского горсуда и прекратить производство по иску прокурора. Теперь украинские собственники продают участки другим людям, в том числе из России: по мнению садоводов, все эти решения начиная с 2013 года принимались именно для перепродажи земли. Теперь они намерены обратиться в Генеральную прокуратуру.
Похожая ситуация сложилась в Севастополе: в конце 2016 года члены 30 севастопольских дачных, садовых и жилищно-строительных кооперативов получили иски от прокуратуры и городского департамента по земельным и имущественным отношениям (ДИЗО). В исках говорилось, что земля при Украине выдавалась жителям города незаконно, так как якобы относилась к зонам лесного фонда и охранным зонам культурного наследия. Прокурор Балаклавского района Дмитрий Запорожец заявлял, что правом выделять землю в Севастополе при Украине обладала не администрация, а городской совет. Уже полученные собственниками российские документы о праве на землю суд объяснил ошибкой их оформителей.
В 2017 году тогдашний замглавы администрации Севастополя Владимир Казарин объяснял, что городской совет мог бы распоряжаться севастопольской землей, если бы она была разграничена на коммунальную и государственную, но так как этого не произошло, то вся земля считалась государственной, и распоряжаться ею могла только городская администрация. При этом никакой компенсации за участки люди не получили, а сама кадастровая стоимость участков снизилась в несколько раз. Теперь люди готовятся подавать иски в ЕСПЧ или обратиться за помощью к новому главе Севастополя Михаилу Развожаеву.
В правительстве Севастополя "Новой газете" сообщили, что по состоянию на 4 марта 2021 года подан 3651 иск об истребовании в собственность города земельных участков из чужого незаконного владения, в том числе предоставленных в зонах лесного фонда и охранных зонах культурного наследия.
В 2016 году глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что в 100-метровой зоне на Южном берегу Крыма находится более 800 построек, из которых около 40% не имеют документов, и предложил ввести уголовную ответственность за строительство в прибрежной зоне. Тогда власти обещали, что массовых сносов самостроя не будет, однако юристы отмечали, что анонсированная инвентаризация может обернуться настоящей катастрофой для жителей Крыма, так как для большинства из них эти строения - единственный источник существования. В том же году стало известно, что местных жителей перестали свободно пускать на пляжи, сделав их посещения платными.