Архив NTVRU.com

Госдума приняла в четверг в третьем, окончательном чтении новый Уголовно-процессуальный кодекс России, передает РИА "Новости". За одобрение этого документа проголосовали 289 депутатов, "против" - 93, воздержавшихся не было.

Уголовно-процессуальный кодекс является одним из ключевых законодательных актов, направленных на проведение в России судебно-правовой реформы.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, кодекс состоит из пяти частей: общие положения, досудебное производство, судебное производство, особый порядок судопроизводства и международное сотрудничество в сфере уголовного производства. Он предусматривает изменения в финансировании судов, введение судов присяжных, упразднение народных заседателей.

По просьбе полномочного представителя президента РФ в Госдуме Александра Котенкова, проект УПК при начале обсуждения был возвращен к процедуре второго чтения для того, чтобы депутаты рассмотрели поправки к нему президента. В результате в документ было возвращено положение о функциях прокурорского надзора. Таким образом, теперь уголовное дело может быть возбуждено только с согласия прокурора.

Кроме того, в соответствии с новым УПК обыск и арест в отношении обвиняемого могут производиться только с санкции суда.

Документ также регламентирует особенности уголовного производства в отношении людей, имеющих законодательный или конституционный иммунитет.

Теперь УПК должен будет рассмотреть Совет Федерации. В случае принятия документа верхней палатой парламента его основные положения вступят в действие с 1 июля 2002 года, некоторые главы - только с 2004 года.

Как отметил Александр Котенков, сегодняшним заседанием Госдумы фактически завершена 10-летняя работа по разработке новой редакции УПК.

Первый заместитель руководителя фракции СПС Виктор Похмелкин отметил, что новый Уголовно-процессуальный кодекс в отличие от ныне действующего обеспечивает большую защиту прав граждан в ходе предварительного расследования уголовных дел.

Депутат также подчеркнул, что этим документом увеличивается роль суда при применении мер процессуального принуждения, таких как арест и обыск. Если сейчас на проведение этих действий необходима санкция прокурора, то по новому УПК эти вопросы переходят в компетенцию судебных органов.

Кроме того, подчеркнул Похмелкин, существенно расширяются гарантии защиты прав потерпевших и свидетелей, усиливается линия состязательности сторон в судебном разбирательстве и т.д.