Нынешний Совет Россия-НАТО, который состоится в Брюсселе 23 апреля в рамках встречи глав МИДов участников Альянса, едва ли обозначит выход из тупика, в котором оказались РФ и США в вопросе ЕвроПРО. К такому выводу пришли журналисты, выяснившие, что решение по этой теме будет приниматься исключительно по линии Москва-Вашингтон. Здесь же до выработки обоюдовыгодного решения тоже далеко - российская сторона требует гарантий, которые нынешняя администрация едва ли может предоставить.
США предлагают РФ обменяться политическими гарантиями по ПРО на высшем уровне, и для подписания такого документа - президентского исполнительного соглашения - Бараку Обаме не нужно запрашивать согласие Конгресса, пишет "Коммерсант". По данным источников издания в Госдепартаменте, Вашингтон предлагает зафиксировать в этом документе стремление сторон сотрудничать в сфере ПРО и не использовать свои потенциалы друг против друга. Также в нем предполагается записать конкретные меры по укреплению доверия: механизмы взаимных уведомлений и обмена информацией, совместные учения и оценки угроз.
Однако России этого может оказаться недостаточно хотя бы потому, что исполнительные соглашения, по сути, являются обязательными лишь для администрации, подписавшей их. То есть преемник Обамы будет иметь полное право отказаться от их выполнения. Кроме того, США, по данным "Коммерсанта", не готовы взять на себя обязательства по введению ограничений технического характера, по задумке Вашингтона, речь должна идти лишь о транспарентности развертываемой системы.
Если же соответствующий документ все же будет подписан президентом США, это не значит, что его противники не смогут вставлять палки в колеса в процессе сотрудничества двух стран по данному вопросу. Вспомнить хотя бы запрос республиканцев вице-президенту Джозефу Байдену, в котором его просили держать Конгресс в курсе всех переговоров США-РФ по вопросам противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Речь шла в том числе о тогда еще не доставленном тайном послании Владимиру Путину, которое привез в Москву его советник Том Донилон. Республиканцы не скрывали обеспокоенности касательно обещания Обамы стать "гибче", данного Дмитрию Медведеву в прошлом году в Сеуле.
Путин ответит на тайное письмо Обамы к лету
Кстати, письмо Обамы, в котором тема ПРО была одной из ключевых, Путина не убедило, отмечает "Коммерсант". Первоначальная реакция Кремля на послание Обамы была весьма обнадеживающей: помощник президента Юрий Ушаков назвал сигнал из Вашингтона "позитивным" и обещал подробно изучить суть изложенных предложений. Но в конце минувшей недели тональность заявлений изменилась, Ушаков заявил, что Россию "не очень порадовали" предложения по ПРО и что "подвижек в этой сфере нет". А заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков посетовал, что в Вашингтоне проявляют "недостаточно политической воли".
Так что Россия хочет долгосрочных юридически обязывающих гарантий, а исполнительные соглашение считает не более чем политическими декларациями. "Надо вести речь не о декларациях, а о гарантиях ненаправленности системы внутрь евроатлантического региона и против российского ядерного потенциала - о гарантиях, которые будут проверяемы на объективных военно-технических критериях", - заявлял глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам встречи с госсекретарем США Джоном Кэрри.
Что касается ответа на секретное послание Обамы, Путин может подготовить письмо к началу лета, ближе к встрече президентов на саммите G8 в Северной Ирландии, говорят источники.
В Брюсселе договорятся о вертолетах
НАТО едва ли сможет как-то ускорить процесс выработки решений. "Наши отношения стабильно развиваются", - заявил генсек Альянса Андерс фог Расмуссен накануне старта Совета РФ-НАТО.
Однако тема ЕвроПРО в Брюсселе сегодня едва ли будет обсуждаться. Как заявил тот же Расмуссен, ключевой темой переговоров будет сотрудничество в Афганистане. "Сегодня, я надеюсь, мы достигнем соглашения о начале второй фазы специального фонда Совета Россия-НАТО пообслуживанию вертолетов в Афганистане", - цитирует его "Интерфакс".
Предполагается, что министры объявят о расширении сотрудничества в рамках трастового фонда за счет включения в него - помимо резервных частей и обучения афганских техников для обслуживания вертолетов Ми-17 - еще и Ми-35, стоящих на вооружении афганской армии, пишет "Коммерсант".