Депутаты Госдумы от "Яблока" - члены российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы - инициировали внесение на рассмотрение ПАСЕ проекта резолюции "по вопросу об осуждении Григория Пасько".
Как сообщил член делегации от фракции "Яблоко" Александр Шишлов, в документе содержится призыв к Верховному суду РФ "освободить военного журналиста Пасько из-под стражи до рассмотрения его апелляции Военной коллегией Верховного суда". Также в проекте документа содержится призыв к Верховному суду рассмотреть апелляцию "в кратчайшие сроки".
Военный журналист Григорий Пасько был приговорен военным судом Тихоокеанского флота к четырем годам лишения свободы по обвинению в государственной измене в форме шпионажа. В то же время сам журналист заявляет о своей невиновности. В его поддержку выступает ряд российских правозащитных организаций. В проекте резолюции содержится поручение комиссии ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека "внимательно следить за делом Пасько и подготовить соответствующий доклад к следующей сессии Ассамблеи".
Проект резолюции кроме Александра Шишлова и Татьяны Ярыгиной ("Яблоко") подписали также Сергей Ковалев (фракция СПС) и представители делегаций Венгрии, Нидерландов, Эстонии, Украины, Германии и Литвы.
Шишлов пояснил, что на январской сессии ПАСЕ этот проект резолюции еще не будет обсуждаться, так как существует определенная процедура подготовки таких документов для внесения их на обсуждение европейских парламентариев.
Между тем ранее главный военный прокурор Михаил Кислицын высказал мнение, что вокруг дела Пасько "создается нездоровый ажиотаж". Кислицын напомнил, что 25 декабря 2001 года военный суд Тихоокеанского флота (ТОФ) признал военного журналиста Пасько виновным в государственной измене в форме шпионажа. Журналист был признан виновным по одному эпизоду: 11 сентября 1997 года он незаконно находился на разборе военных учений в штабе ТОФ.
Вопреки существующему порядку, Пасько законспектировал на двух листах сведения о ходе учений, которые оглашались на заседании, и хранил их у себя дома. Суд установил, что он собирался передать эти сведения японскому журналисту Тадаши Окана и рассчитывал получить за подготовленную информациюматериальное вознаграждение. При этом суд отметил, что в июне-ноябре 1997 года Окана многократно обращался к Пасько с просьбами о сборе различного рода информации. Эти поручения, говорится в решении суда, журналистом "исполнялись оперативно и качественно".
Кислицын отметил, что многочисленные экспертизы подтвердили наличие сведений, составляющих государственную тайну, в материалах, которые журналист намеревался передать японцу.