Архив NEWSru.com

В Петербурге вслед за Москвой озаботились вопросом поведения приезжих: местные депутаты призвали губернатора Валентину Матвиенко подумать о разработке свода правил, аналогичных "Кодексу москвича", сообщает "Фонтанка.ru". Однако это начинание чревато лишь новой волной протестов со стороны правозащитников и может в итоге обернуться еще большим фарсом, чем в столице.

В частности, благодаря самим авторам московской инициативы, а также СМИ, сложилось мнение, что в поведении приезжих не устраивает прежде всего то, что они "режут баранов во дворе" и "жарят шашлык на балконе". Также вызывают претензии национальная одежда и нерусская речь.

Вполне естественно, это вызвало недоумение и гнев правозащитников, которые тут же заявили о дискриминации людей других национальностей и обвинили авторов в шовинизме и расизме.

В тех же "баранов" уперлась и петербургская инициатива. Ее автор - лидер фракции ЛДПР в Законодательном собрании северной столицы Елена Бабич - в своем запросе на имя Матвиенко не нашла более показательного примера, чем "возмутительная традиция" - заклание барана в мусульманский праздник жертвоприношения Курбан байрам.

Она подчеркнула, что не имеет ничего против праздников как таковых, но несогласна с теми действиями, которые предпринимают приезжие.

Не нравится ей и национальная одежда. В подготовленном документе она пишет, что в прошлые выходные видела, как по Невскому проспекту в самом центре Петербурга шла группа людей в байковых халатах и домашних тапках. "Петербург по праву считается культурной столицей - за много веков в городе сформировались культурные традиции, уклад жизни, менталитет жителей, выкристаллизовался уникальный стиль в одежде", - отметила Бабич.

В связи с этим депутат предложила разработать свод правил и печатать его в газетах, размещать на рекламных плакатах на улицах, а также направлять в диаспоры.

Как промежуточный итог - эта шашлычно-халатная эпопея вызывает в лучшем случае лишь сомнение. Как заметил в своем комментарии в "Ежедневном журнале" обозреватель Антон Орехъ, "поведение зависит от культуры конкретных людей - не важно, в Москве дело происходит, в Питере или где-то еще". "Правила поведения в обществе должны быть более или менее одинаковыми - что в Москве, что в любом другом российском городе", - пишет он.

По его мнению, идеи московского кодекса произрастают от простой неприязни к приезжим: "Я понимаю, что Москва город большой, грязный, шумный, неспокойный, не похожий на тот, что мы помним из детства. И это грустно. Но самое простое - обвинить во всем приезжих".

Орехъ напоминает, что подобные проблемы существуют во всех больших городах мира: "Париж и его арабские кварталы. Нью-Йорк и его Брайтон-Бич, где приезжие за двадцать лет, между прочим, так и не выучили английского, слушают блатные песни и жарят те же самые шашлыки".

Он соглашается, что приезжие далеко не всегда ведут себя достойно и уважительно по отношению к местным. Однако и местные ведут себя по отношению к приезжим не самым подобающим образом, так что проблема, выходит, взаимная.

"Универсального решения проблемы пока не существует. Но у нас все это приняло какие-то уж очень вульгарные формы. Однако если мы хотим, чтобы у нас была нормальная столица, где все чувствуют себя более или менее уютно и чувствуют себя именно людьми, начинать надо точно не с тюбетеек и шашлыков на балконе", - заключает обозреватель.

Со своей стороны напомним, что во многих языках с древности существует пословица, которая на русском выглядит так: "В чужой монастырь со своим уставом не суйся". В английском, к примеру, эта пословица является по сути калькой с латыни: When in Rome do as the Romans ("В Риме веди себя как его жители").