На четвертый день после начала военной операции международных сил в Ливии с реакцией выступила Госдума России. Она призвала парламенты западных государств - участников коалиции, ведущей боевые действия в Ливии, способствовать их немедленному прекращению. За принятие итогового документа после обсуждения его проекта выступили 350 депутатов, против 32, воздержавшихся не было, передает "Интерфакс".
Как сообщил агентству руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев, он и его коллеги голосовали против принятия заявления Госдумы. Со своей стороны первый зампред комитета по международным делам Леонид Калашников сообщил, что все члены фракции КПРФ не приняли участия в голосовании в связи с тем, что все внесенные им поправки к тексту документа парламентское большинство отклонило. Таким образом, заявление было принято голосами депутатов двух фракций - "Единой России" и "Справедливой России".
Принятие документа стало итогом предварительного обсуждения его проекта, которое состоялось ранее в среду. Как передает РИА "Новости", за проект проголосовал 341 депутат, один воздержался, голосов "против" не было. Затем депутаты обсудили поправки (все они в итоге были отклонены), попутно поспорив о диаметрально противоположных позициях президента и премьера по резолюции ООН.
В заявлении Государственной Думы, принятом в среду в окончательномварианте, говорится: "Государственная Дума выражает озабоченность в связи с масштабами и формами применения военной силы против Ливии и призывает парламенты Франции, Великобритании, США, Италии, Канады и других государств, проводящих военную операцию, содействовать незамедлительному прекращению боевых действий, наносящих ущерб объектам мирной инфраструктуры Ливии, а главное - ведущих к новым жертвам среди мирного населения".
- МИД: Россия принципиально дистанцировалась от военной интервенции с непредсказуемыми последствиями
В документе отмечается, что Госдума "присоединяется к требованиям Совета Безопасности ООН о немедленном установлении режима прекращения огня и полного прекращения насилия и всех нападений на гражданских лиц и жестокого с ними обращения и призывает руководство Ливии, а также государств - участников коалиции неукоснительно следовать в своих практических действиях духу и букве соответствующих резолюций".
При этом в документе подчеркивается, что российские парламентарии считают адекватным решение нашей страны воздержаться при голосовании в СБ ООН за принятие резолюции по Ливии. "Это решение было адекватным ситуации выбором", - говорится в заявлении.
В то же время депутаты выражают в документе сожаление, что внесенный Российской Федерацией 16 марта свой проект резолюции СБ ООН, в котором подчеркивалась необходимость мирного урегулирования ситуации в Ливии с участием спецпосланника генсека ООН, представителей Совета ООН по правам человека и Африканского Союза, не получил достаточной поддержки.
В принятой резолюции 1973, как говорится в заявлении Госдумы, была "провозглашена в первую очередь защита гражданского населения Ливии, в том числе через введение режима бесполетной зоны, но в данной резолюции не дается четких пределов применения военной силы".
В заявлении говорится также, что "реализация данной резолюции выявила стремление ряда государств использовать ее в качестве предлога для достижения иных целей", что привело к нанесению ракетно-бомбовых ударов по территории Ливии. Эти удары, в частности, были нанесены по объектам, не имеющим непосредственного отношения к режиму бесполетной зоны, отмечается в документе.
"По мнению депутатов Государственной Думы, неизбирательноеприменение военной силы против Ливии может отодвинуть перспективы нормализации обстановки в этом государстве, привести к новым жертвам среди гражданского населения, к форсированию попыток ряда государствразвивать национальные программы по созданию оружия массовогопоражения", - отмечается в нем.
Депутаты просят президента РФ Дмитрия Медведева "поручить МИД РФ и в дальнейшем прилагать все необходимые усилия в СБ ООН, с тем чтобы выполнение его решений по Ливии четко соответствовало заложенным в них гуманитарным целям, Уставу ООН и общепризнанным принципам и нормам международного права".
Представляя проект заявления, его автор, глава думского комитета по международным делам единоросс Константин Косачев, отметил, что "оно отражает те эмоции и внимание к ситуации в Ливии, которое характерно для состояния умов во всей России", сообщает "РБК".
"Методы Каддафи отличаются особой жестокостью и неизбирательностью, привели к многочисленным жертвам среди населения и противоречат нормам гуманитарного права", - отметил он. В то же время невозможно согласиться с тем, "как пытаются наводить порядок в кавычках в Ливии силы коалиции", продолжил глава комитета.
В частности, по мнению Косачева, целью принятой СБ ООН резолюции 1973 является защита гражданского населения. "И именно в таком прочтении она должна выполняться, но, по сути, происходит что-то еще", - сказал депутат, указав, что силы западной коалиции наносят удары по объектам, которые не имеют отношения к созданию над Ливией бесполетной зоны.
"Общий смысл этого документа - наша глубокая убежденность, что только народ Ливии может определять судьбу своей страны и что внешнее вмешательство в ситуацию может происходить только в гуманитарном аспекте", - заключил он.
Оценки позиции России: "пример дипломатического искусства" или "искусство усидеть на двух стульях"
Вместе с тем депутат назвал единственно верным решение России воздержаться при голосовании по этой резолюции, "поскольку наложение вето означало было поддержку Россией действий Каддафи и противопоставление себя цивилизованному миру". И напротив, если бы Россия поддержала резолюцию, это означало бы разделение ответственности за действия коалиции и противопоставление себя арабскому миру, пояснил глава комитета.
Выражая свою личную точку зрения по этому вопросу, Косачев выразил уверенность, что позиция России по этой резолюции "еще войдет в учебники по дипломатии", поскольку "была примером дипломатического искусства".
С этим утверждением не согласились представители думской оппозиции. В частности, депутат от КПРФ Анатолий Локоть заявил, что позицию России, скорее, можно охарактеризовать как "искусство усидеть на двух стульях". "Это не дипломатия, а искусство фокусников-жонглеров", - сказал он.
Заявление Госдумы получилось "пропутинским", хотя его автор в споре поддержал Медведева
Официальной реакции Госдумы на последние события в Ливии ждали с особым интересом, учитывая, что ранее президент и премьер России выступили с прямо противоположными точками зрения по этому вопросу. Дмитрий Медведев с оговорками, но поддержал военное вмешательство, в то время как Владимир Путин напрямую процитировал Каддафи, сравнив действия западной коалиции с "крестовым походом".
Как сообщила накануне вечером "Газета.ru", ссылаясь на первого зампреда комитета по международным делам, члена КПРФ Леонида Калашникова, из-за расхождений в тандеме уже составленное заявление Госдумы по Ливии якобы пришлось срочно переделывать, чтобы текст не содержал косвенной поддержки ни президента, ни премьера.
По словам Калашникова, формулировки документа в итоге должны были быть предельно дипломатичными, хотя изначально текст содержал осуждение гибели мирных жителей от воздушных ударов союзников и призывал коалицию не выходить за рамки положений резолюции Совбеза ООН - то есть был ближе к позиции Путина. Теперь, судя по обнародованным выдержкам из принятого заявления, становится понятно, что такой расклад и остался, никаких изменений внесено не было.
Впрочем, депутаты при обсуждении документа в среду еще пытались скорректировать некоторые положения. Как сообщает "Интерфакс", всего было подано 10 поправок. Их авторами выступили три депутата - тот самый Леонид Калашников (КПРФ), Константин Затулин ("Единая Россия") и Олег Шеин ("Справедливая Россия").
Первые двое предлагали исключить из текста заявления слова о том, что "решение Российской Федерации воздержаться при голосовании в Совбезе ООН за принятие резолюции 1973 по Ливии было "адекватным ситуации выбором". Единоросс Затулин, в частности, прямо подчеркнул: "Мужество проявил наш премьер, охарактеризовав эту резолюцию".
Однако его однопартиец Константин Косачев, отвечая на это, отметил, что решение воздержаться было принято главой государства. "Это решение президента, который по Конституции определяет внешнюю политику страны", - цитирует его агентство. Несмотря на это, в итоге парламентское большинство в Госдуме все поправки отклонило.
МИД: Россия принципиально дистанцировалась от военной интервенции с непредсказуемыми последствиями
В среду с оценками ситуации вокруг Ливии выступил и российский МИД. Замглавы ведомства Геннадий Гатилов заявил, что Москва изначально выступала против возможной "военной интервенции с непредсказуемыми последствиями" и в ходе подготовки в Совете Безопасности ООН соответствующих резолюций по Ливии неоднократно призывала не спешить с их принятием и "дать поработать уже сформированным политическим механизмам".
"Однако ситуация, к сожалению, пошла по форсированному сценарию", - сказал он, добавив, что авторы проекта резолюции настаивали на голосовании. Россия, по его словам, воздержалась, "руководствуясь принципиальной позицией - безусловно, должна быть обеспечена защита гражданского населения, должно быть прекращено насилие в Ливии". То есть, подчеркнул замминистра, решение не применять право вето было взвешенным и принято с полной ответственностью.
В МИД считают необходимым перевести ситуацию в политическое русло, продолжил замминистра, подчеркнув, что Россия так и не получила в Совете Безопасности ООН ответов на свои вопросы о том, как именно будет обеспечиваться резолюция по Ливии.
"Мы ставили абсолютно закономерные и логичные вопросы относительного того, как будет обеспечиваться этот режим, какими средствами, какие будут задействованы силы, временные сроки проведения этой операции и так далее, - сказал Гатилов. - К сожалению, мы не смогли получить от авторов ответов. Руководствуясь нашей принципиальной позицией в пользу безусловного обеспечения защиты гражданского населения и прекращения насилия, Россия при голосовании воздержалась".
"Таким образом, мы дистанцировались от поддержки военной интервенции с непредсказуемыми последствиями, и решение это было принято взвешенно и с полной ответственностью", - заключил высокопоставленный дипломат.