Председатель Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин, который вынес приговор по второму уголовному делу против бывшего совладельца НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и экс-главы МФО "Менатеп" Платона Лебедева, впервые прокомментировал действия своей помощницы Натальи Васильевой, интервью которой стало настоящей сенсацией и одной из самых обсуждаемых тем в СМИ в последние дни.
Васильева не имела отношения к процессу по второму делу ЮКОСа и не вправе рассуждать о приговоре Ходорковскому, поскольку не имела доступа к его тексту, заявил Данилкин в четверг в интервью программе "Человек и закон" на Первом канале (ВИДЕО).
"Наталья Васильева в Хамовническом суде занимала должность не помощника председателя суда, а помощника судьи. В силу своих должностных обязанностей она никаким образом не имела отношения непосредственно к процессу по делу Ходорковского и Лебедева. Она не принимала участия в судебных заседаниях", - сказал Данилкин. Он добавил, что Васильева не имела отношения и доступа к приговору, поэтому не может рассуждать об описках и опечатках, якобы присутствующих в приговоре (цитаты по "Интерфакс").
- Откровения Васильевой впервые прокомментировал человек из окружения Медведева
"Утверждения о том, что этот приговор мог быть написан в Мосгорсуде, для юриста понятно, что такое действие невозможно было провести, поскольку процесс шел два года, четыре раза в неделю. Это сотни судебных заседаний", - сказал председатель Хамовнического суда. По его словам, "человек, не работавший в суде во время процесса, не мог написать приговор, не зная обстоятельств, установленных на протяжении двухлетнего процесса".
Напомним, Наталья Васильева в интервью "Газете.ru" и телеканалу "Дождь" 14 февраля фактически обвинила судью Виктора Данилкина в преступлении: по ее словам, приговор по второму делу ЮКОСа был написан в Мосгорсуде и навязан председателю Хамовнического суда. Однако до сих пор эту тему замалчивали на федеральных телеканалах (исключая РЕН). Многие телекритики отмечали, что аудитория российского телевидения живет будто бы в другой реальности, где слыхом не слыхивали о сенсационных заявлениях Васильевой. Теперь же появление Данилкина, в сущности, стало первым проникновением одной медиареальности в другую - Наталья Васильева в этом интервью была хотя бы упомянута. Стоит отметить, что интервью с Данилкиным проводил Алексей Пиманов - не только журналист, но и государственный деятель: член Совета Федерации от парламента Тувы.
Данилкин, однако, утверждает, что написал приговор по делу Ходорковского-Лебедева сам и готов нести за него ответственность. "То, что меня не сломали, это совершенно четко, и я готов продолжать дальше работать. Приговор написан мною. Приговор мною написан осознанно. Я подписал приговор. Я его провозгласил. И я несу ответственность за этот приговор до конца дней своих. Я уверен в своей правоте", - подчеркнул судья.
"Она высказала свое мнение, обвинила меня в совершении тяжкого преступления, оклеветала меня фактически, заявила о том, что я вынес заведомо неправосудный приговор. Оценку ее действиям я для себя дал. Ни в какие правоохранительные органы до того, как оценка приговора не будет дана судом кассационной инстанции, с моей стороны никаких обращений по поводу госпожи Васильевой не будет", - заявил Данилкин о своей помощнице.
Российский УК позволял вынести Ходорковскому и Лебедеву более суровый приговор
Председатель Хамовнического суда Москвы также заявил, что не считает чрезмерно суровым приговор, который он вынес по второму делу Ходорковского-Лебедева. "Статьи Уголовного кодекса, по которым органы предварительного следствия обвиняли Ходорковского и Лебедева, позволяли вынести и более суровый приговор, чем 14 лет. Поэтому говорить о суровости приговора я бы не стал", - заявил Данилкин.
Он отметил, что при назначении наказания подсудимым суд учел все установленные обстоятельства с учетом размера похищенного. "Размер похищенного составил примерно около 1 триллиона рублей. Кроме того, суд также учел, что значительная часть денег была выведена за рубеж", - сказал судья.
Кроме того, по его словам, Платон Лебедев "иногда переходил грань" в своих высказываниях в отношении суда и гособвинения. "В основном это касалось общения с государственным обвинителем, когда Лебедев, он эмоциональный человек, иногда переходил эту грань допустимого, и я объявлял ему замечания", - сказал Данилкин.
Он добавил, что замечания в адрес Ходорковского со стороны суда звучали реже. При этом он отметил, что замечания объявлялись и гособвинению.
Данилкин поведал о прямых угрозах в свой адрес
Судья Данилкин заявил также, что в его адрес звучали прямые угрозы во время оглашения приговора бывшему главе ЮКОСа и экс-руководителю "Менатепа". "Давление испытывалось. Непонятные люди какие-то обращались, звонили по телефону. Они узнали номер моего домашнего телефона. Заходили на сайт сына, какие-то гадости там размещали", - поведал судья.
Он добавил, что по его домашнему адресу и в Хамовнический суд по почте также поступали письма с угрозами. "В момент оглашения приговора были уже прямые угрозы, но они размещались уже на сайте Московского городского суда, и меня об этом в известность не ставили", - сказал Данилкин. Он добавил, что во время процедуры оглашения приговора пользовался охраной.
По словам судьи, он предполагал, что на него будет оказано давление после того, как уголовное дело в отношении Ходорковского и Лебедева поступило в Хамовнический суд. Он связывает это с широким общественным резонансом.
Данилкин сказал также, что на время процесса полностью погрузился в это уголовное дело и не следил за комментариями в СМИ. "Я ни интернет-изданий, ни публикации в прессе не читал. Я отстранился от этого и был занят с утра и до вечера в процессе", - сказал судья.
В то же время, по его словам, общение со сторонами, участвовавшими в процессе, было корректным. "На меня никто никаким образом не выходил, никаких контактов со мной вне процесса выстраивать не пытался", - отметил Данилкин.
ВИДЕО программы "Человек и закон" с участием Данилкина