Ростовский бизнесмен Андрей Каковкин, обвиняемый в России в присвоении 10 миллионов заемных средств, вернулся из Лондона на родину, рассказал на своей странице в Facebook бизнес-омбудсмен Борис Титов. По его словам, предприниматель одним из первых подал заявку в "лондонский список", поверил в справедливость российского правосудия и приехал сдаваться.
Титов вступился за Каковкина, заявив, что вернуть заемные средства добровольно у того просто не было возможности. "На денежные средства Андрея Каковкина в день подачи заявления истцом, органами предварительного следствия был наложен арест", - заявил правозащитник. Предприниматель успел выехать из страны до того, как над ним начались следственные действия.
Титов отметил, что при въезде бизнесмена сразу арестовали и отправили в отделение полиции. "Пока Каковкина везли в полицию, его адвокаты сообщили мне о сложившейся ситуации, и мы приняли меры. Как результат, нам удалось сделать так, чтобы первую свою ночь, да и последующие до суда тоже, человек провел не в тюремной камере, а со своей семьей. Он поверил в то, что сможет защитить свою честь и достоинство в суде, не отбывая при этом наказание в СИЗО", - добавил омбудсмен.
Правозащитник также подчеркнул, что "лондонский список" дает надежду всем, кто поверил в "объективность правоохранительной системы в части расследований и судебной - в части избрания адекватной меры пресечения".
Адвокат Дмитрий Григориади в беседе с "Ведомостями" рассказал, что Каковкин был допрошен по делу (расследование приостанавливалось, но теперь возобновлено) и отпущен под обязательство о явке. По словам юриста, это процессуальная мера, которая не ограничивает возможности его перемещения, бизнесмен может даже уехать назад в Лондон, но это не в его интересах.
Собеседник издания выразил уверенность в том, что высоки шансы на прекращение дела еще на стадии следствия. Он также сообщил о готовности вернуться в Россию как минимум еще одного участника "лондонского списка".
Напомним, 3 февраля Титов встретился с предпринимателями в Пушкинском доме в Лондоне и пообещал передать президенту РФ Владимиру Путину список бизнесменов, скрывающихся от правосудия, но желающих вернуться на родину. На встрече с омбудсменом в Пушкинском доме присутствовали, по разным данным, от 25 до 40 человек, в том числе основатель "Евросети" Евгений Чичваркин, уехавший в Лондон еще в 2008 году, экс-владелец банка "Траст" Илья Юров, сооснователь компании Mr. Doors Максим Валецкий, бывший вице-президент "Роснефти" Анатолий Локтионов и другие.
4 февраля Титов объявил, что передал список Путину. Как отметил омбудсмен, дела фигурантов перечня очень похожи. Все они "успели уехать и не попали в СИЗО под меру пресечения".
В "лондонском списке", помимо Каковкина, числились еще 16 человек: бывший замминистра сельского хозяйства Алексей Бажанов, Сергей Капчук, совладелец ООО "Часовой завод" и председатель гаражно-строительного кооператива "Форсаж" в Пензенской области Алексей Шматко, Леонид Кураев, бывший совладелец холдинга "Марта" Георгий Трефилов, Евгений Рыжов, Евгений Петров, Азамат Кильдигушев, Александр Делис, Павел Власюк, Александр Байгушев, Виктор Ламаш, Константин Дюльгеров, Владимир Зюзин, Василий Дякун и еще один человек, пожелавший остаться неназванным.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 7 февраля заявил, что вряд ли стоит ожидать какого-то общего подхода в отношении фигурантов этого списка. "Каждый случай уникален, каждый заслуживает определенного внимания, чтобы понять, что же произошло на самом деле, почему человек по тем или иным причинам не живет в России и как быть с этим дальше", - пояснил представитель Кремля.
Отметим, что Чичваркин усомнился в правдоподобности информации о составлении указанного списка. По его мнению, все это профанация, никакого списка он не видел и считает его "симулякром предвыборной деятельности".
Не исключено, что вся эта затея связана с заявлением заместителя министра внутренних дел Великобритании Бена Уоллеса, который предупредил российских богачей и других состоятельных иностранцев о том, что им придется дать объяснения по поводу происхождения их средств.