Прокуроры не исключили, что против бывших руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева может быть возбуждено третье уголовное дело. По их словам, если в ходе розыска других фигурантов дела ЮКОСа, о которых на днях сообщили в российском бюро Интерпола, будут вскрыты новые факты преступлений, то следственные органы будут обязаны предъявить дополнительное обвинение и направить дело в суд.
При этом гособвинители Валерий Лахтин и Гульчехра Ибрагимова называют число лиц, находящихся в розыске, - 18, тогда как российский представитель международной полицейской организации говорил о 19-ти фигурантах, из которых шестеро, по его словам, уже задержаны. Это несоответствие данных остается без комментариев.
В интервью, опубликованном в понедельник в "Комсомольской правде", прокуроры впервые подробно разъяснили позицию Генпрокуратуры по делу ЮКОСа, которую газета для наглядности восприятия представила в виде схем. Также она опубликовала фотокопии представленных обвинителями документов, подтверждающих, по их мнению, вину Ходорковского.
- Прокуроры объяснили "махинации с ЮКОСом" при помощи карандаша и часов...
- ...и рассказали, как "уголовник Ходорковский рвался в политику"
- Лебедев требует привлечь судью Данилкина за неправосудный приговор и вымогательство
- Медведеву, возможно, придется ответить на вопросы о Ходорковском на форуме в Давосе
Лахтин и Ибрагимова считают дело против экс-руководителей нефтяной компании - чистой "уголовщиной", которую подсудимые, их адвокаты и оппозиция пытаются представить как политический заказ. "В суде были доказаны схемы движения похищенной нефти и легализованных денег. Поэтому такие разговоры - это не более чем пиар-ход, необходимый для отвлечения внимания и создания образа политического узника. На самом деле перед судом предстали расхитители, обокравшие государство и простых акционеров на миллиарды долларов. Они должны и будут сидеть", - заявили прокуроры.
Они утверждают, что со стороны властей никакого давления на суд не было, а вот адвокаты потратили много сил и средств, пытаясь повлиять на исход дела. Они обеспечивали стабильное присутствие в зале заседаний сторонников осужденных из числа политиков, артистов, писателей, режиссеров и представителей иностранных государств. "На улице дежурили бабушки с плакатами. Был даже специальный человек, который следил за тем, чтобы на столах адвокатов не прокисали букеты", - рассказали гособвинители.
Адвокаты "навешивали ярлыки, унижали участников процесса, причем они не только объясняли свою позицию, но и комментировали показания свидетелей, хотя этого делать нельзя", продолжили Лахтин и Ибрагимова. Они пояснили: "Если свидетель знает, о чем говорили другие, и видит, как их полощут в своих заметках разные СМИ и откровенно оскорбляют в ходе допроса подсудимые, то это может повлиять на объективность его показаний".
В отличие от защитников, обвинители, как они уверяют, были законопослушны и стремились избежать любого давления на суд - якобы именно поэтому они во время процесса избегали общения с журналистами. "Такое поведение многими расценивается как слабость, неуверенность либо пассивность. Это ошибочно", - заявили они.
Отвечая на вопрос, почему не заводятся дела против других предпринимателей, которые использовали мошеннические схемы в разных отраслях, прокуроры сказали, что за это отвечают другие уполномоченные органы: "Мы лишь поддерживали обвинение по направленному в суд делу". "Во-вторых, это то же самое, что сказать: взятки берут все - и возбудить уголовные дела в отношении всех чиновников. Согласитесь, так не делается, - цитирует их газета. - В отношении Ходорковского эти факты тоже были выявлены не сразу, а только после нескольких лет расследования".
Адвокаты рассказали, откуда берутся новые уголовные дела против Ходорковского
Отметим, еще во время судебных слушаний по второму делу против Ходорковского и Лебедева адвокаты высказали опасение, что уже заведено новое расследование. Защитник Лебедева Константин Ривкин пояснил, что существует некое "материнское дело ЮКОСа", как его называют сами прокуроры, насчитывающее три тысячи томов.
Оно было заведено еще 20 июня 2003 года, и именно от него были отпочкованы оба нынешних уголовных дела против экс-руководителей ЮКОСа. Так что в любой момент из этих трех тысяч томов прокуроры могут выбрать "150-200 и снова слепить какое-то обвинение", сказал адвокат.
Следственный комитет РФ тогда это опроверг. Его официальный представитель Владимир Маркин пояснил, что Главное следственное управление продолжает расследование "основного дела ЮКОСа", в рамках которого обвинение пока никому не предъявлено. Именно по этому делу объявлены в международный розыск 18 руководителей компании, в том числе Дубов, Темерко, Чернышев, Голубь, Невзлин, Леонович, Брудно и другие. "Никакой сенсации в этом нет", - заключил Маркин.
Прокуроры объяснили "махинации с ЮКОСом" при помощи карандаша и часов
Гособвинители Лахтин и Ибрагимова в интервью КП подробно изложили свою версию того, как Ходорковский "украл у государства" ЮКОС и как затем "занялся спекуляциями, сверхприбыль от которых стала оседать в его карманах".
Объясняя схему отъема у государства акций компании, которую, по версии Генпрокуратуры, придумали стратеги и юристы Ходорковского, один из собеседников издания прибег к такому сравнению: "Это то же самое, как я вам сейчас отдам карандаш, а вы мне часы отдадите. Чтобы все выглядело по-честному, мы даже сделаем подложный акт оценки, что эти предметы равноценны. Будь вы независимым человеком, вы ни за что не согласились бы на это".
Лахтин и Ибрагимова также впервые дали разъяснения по обвинению Ходорковского и Лебедева в том, что они украли всю нефть ЮКОСа, которое подсудимые, адвокаты и их сторонники высмеяли за "абсурдность". "В обвинении нет ни слова о том, что глава ЮКОСа изымал нефть и нелегально перевозил ее через границу. Из приговора лишь следует, что Ходорковский, используя подконтрольный ему менеджмент и подставные фирмы, закупал нефть по заниженной цене, прогонял через цепь внутренних и внешних офшорных посредников и продавал конечным потребителям по реальной рыночной цене, которая превышала закупочную в 3-6 раз. И вся прибыль оседала в его карманах, а не в кошельках других акционеров и не в федеральном бюджете", - заявили обвинители.
Обвинители рассказали, как "уголовник Ходорковский рвался в политику"
Газета публикует фотокопию письма, которое Михаил Ходорковский в феврале 2003 года отправил вице-президенту ЮКОСа Олегу Шейко. Судя по содержанию, Ходорковский отказывается от идеи размещения акций нефтяной компании на Нью-Йоркской фондовой бирже, поскольку "через пять лет" это может помешать развитию его политической карьеры в России.
В Генпрокуратуре сделали вывод, что речь идет о президентских выборах 2008 года, на которых Ходорковский хотел выставить свою кандидатуру. По мнению обвинителей, глава ЮКОСа принял решение об отказе от размещения акций после того, как юристы ему объяснили, что если все их махинации вскроются, то по американским законам ему грозит тюрьма лет на 20.
"Данный документ говорит о многом. Но из него напрашивается вывод: в политику рвался человек, который боялся своих уголовных преступлений даже перед американским правосудием", - сделали вывод прокуроры, предоставив еще один документ - служебную записку юристов ЮКОСа Ходорковскому.
В ней проводится анализ ситуации, а также даются рекомендации по управлению предприятиями. Исходя из документа, главная цель, которую преследовала компания - повысить прибыль от использования промышленных активов, снизить объем налогов, отчисляемых в бюджет, а также избежать уголовной ответственности при выводе средств за рубеж.
Лебедев требует привлечь судью Данилкина за неправосудный приговор и вымогательство
Напомним, в конце декабря Хамовнический суд Москвы вынес обвинительный приговор Ходорковскому и Лебедеву по второму уголовному делу - о хищении нефти и отмывании выручки. Они оба осуждены на 13,5 лет тюрьмы, но за счет уже проведенного за решеткой времени должны выйти уже в 2017 году. По первому делу они в 2004 году были приговорены к восьми годам лишения свободы.
Чтобы не пропустить десятидневные сроки обжалования, защитники обоих осужденных подали короткие кассационные жалобы на приговор еще 31 декабря. Сегодня, 24 января, туда же - в судебную коллегию по уголовным делам Мосгорсуда - уйдет отдельная короткая жалоба лично от Ходорковского. Что касается Платона Лебедева, то он свою отдельную жалобу направил в прошлую пятницу, 21 января. Ее текст получила "Новая газета".
Лебедев называет приговор "заведомо неправосудным" и "вынесенным при отсутствии события преступления - "хищения 347,6 млн тонн нефти", судью Данилкина - "подписантом" текста, "любезно" подготовленного ОПГ Каримова (советник генерального прокурора РФ, ранее основной следователь по делу ЮКОСа) и откорректированного согласно "указанию" Путина (имеется в виду его высказывание во время "прямой линии" с россиянами 16 декабря о том, что "вор должен сидеть в тюрьме").
"Вне зависимости от того, какой конкретно из примененных к Данилкину методов внешнего давления (от банальной коррупции вплоть до угрозы возбуждением уголовного дела) в итоге явился решающим, Данилкин, к моему сожалению, несет личную полную юридическую, в т.ч. уголовную, ответственность за вынесение этого заведомо неправосудного приговора", - пишет Лебедев в своей жалобе.
"Содержание приговора Данилкина представляет собой беспрецедентные по своим масштабам извращения и наглую фальсификацию норм международного права и Конституции РФ, уголовного права, норм УПК, основных экономических законов, - продолжает он. - Признав в "приговоре" получение в 2000-2003 годах дочерними нефтедобывающими предприятиями ОАО НК ЮКОС выручки и прибыли от продажи нефти, он сфальсифицировал это как "хищение нефти". При хищении возникают прямые убытки в виде реального ущерба, но никак не выручка и прибыль".
В своей жалобе Лебедев требует привлечь судью к уголовной ответственности - как следователей и прокуроров. По его мнению, Данилкина можно обвинить по двум статьям УК - ч. 2 ст 305 ("Вынесение заведомо неправосудного приговора") и ч. 3 ст. 163 ("Вымогательство в целях получения имущества в крупном размере").
Медведеву, возможно, придется ответить на вопросы о Ходорковском на форуме в Давосе
Между тем президенту России Дмитрию Медведеву, возможно, придется прокомментировать обвинительный приговор Ходорковскому и Лебедеву во время пленарного заседания Всемирного экономического форума в Давосе 26-27 января. Во всяком случае, вопросы о приговоре экс-руководителям ЮКОСа лидируют среди тем, о которых интернет-пользователи спрашивают Медведева на сайте форума.
Президента России, в частности, спрашивают, что он думает по поводу второго приговора экс-руководителям ЮКОСа, согласен ли он с мнением, что приговор может повлиять на инвестиционный климат в России, и что глава государства намерен предпринять в связи с этим.
Помимо этого, многих пользователей интересует мнение Медведева по вопросам, связанным с коррупцией и соблюдением прав человека, состоянием судебной системы и правоохранительных органов в России. Немало вопросов касается взаимоотношений президента с премьером Владимиром Путиным.
Сбор вопросов лидерам государств-участников форума начался 19 января. Интернет-пользователи могут не только задать вопрос Медведеву, но и проголосовать за уже заданные вопросы. Наиболее популярные вопросы организаторы обещают озвучить.
По состоянию на утро понедельника, 24 января, в адрес Медведева поступило более 120 вопросов, за которые проголосовало свыше 1300 человек. Ранее помощник президента Аркадий Дворкович сообщил "Интерфаксу", что содержание вопросов, которые будут заданы Медведеву, российская делегация узнает лишь за несколько часов до начала пленарного заседания форума.