В Новгородском городском суде во вторник начался процесс над одним из фигурантов громкого дела о подрыве в 2007 году поезда "Невский экспресс" Саламбеком Дзакхиевым и его адвокатом Магомедом Разаковым. Их обвиняют в попытке дать взятку следователю. Между тем по словам адвоката обвиняемых, на самом деле речь шла о вымогательстве со стороны следствия. По версии защиты, следователям по делу о "Невском экспрессе" не удалось найти доказательств вины подозреваемых, и они решили получить хоть какие-нибудь улики, пусть даже косвенные, пишет "Время новостей".
Скорый поезд №166 сообщением Москва - Санкт-Петербург "Невский экспресс" потерпел аварию под Малой Вишерой 13 августа 2007 года. В результате инцидента пострадали 60 человек, 30 были госпитализированы. Причиной аварии стало заложенное на путях перед мостом через речку Черную самодельное взрывное устройство мощностью около 2 килограммов тротила. Следователи считают, что террористы сделали это специально для того, чтобы после взрыва состав упал в реку. Но "Невский экспресс" спасла высокая скорость (200-250 км/ч). После взрыва состав по инерции проскочил мост, и лишь затем часть вагонов завалилась набок. По факту крушения было возбуждено дело по статье 205 УК РФ (терроризм).
В октябре 2007 года в качестве подозреваемых в причастности к подрыву поезда были задержаны двое жителей Ингушетии - Саланбек Дзакхиев и Макшарип Хидриев. Согласно сведениям СКП, 41-летние Макшарип Хидриев и Саланбек Дзакхиев, действуя в составе организованной группы, приобрели и доставили в Маловишерский район взрывчатое вещество для изготовления взрывного устройства.
Дзакхиеву и Хидриеву предъявлены обвинения по статьям 205, часть 2, пункты "а" и "в" (теракт), 112, часть 2, пункты "а" и "г" (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести) и 222, часть 3 (незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой) УК РФ. За наиболее тяжкое из этих преступлений законодательство РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет. Кроме этого, Дзакхиев обвиняется в совершении преступления, предусмотренного статьей 162, часть 3, пункт "б" УК РФ (разбой).
4 июля 2008 года защитник Дзакхиева, адвокат Московской коллегии адвокатов Магомед Разаков, был задержан по подозрению в попытке дать взятку следователю по особо важным делам СКП. Согласно данным следствия, взятка в размере миллиона рублей предназначалась следователю в обмен на прекращение уголовного преследования Дзакхиева и освобождение его из-под стражи.
По факту покушения на дачу взятки 10 июля было возбуждено дело по статьям 291, часть 2, и 30, часть 3 УК РФ (дача взятки). Эти статьи предусматривают наказания в виде лишения свободы на срок до шести лет. Между тем по мнению нынешнего адвоката Дзакхиева Тамары Амхадовой, на самом деле в том случае речь шла о вымогательстве со стороны следствия.
По ее словам, в мае прошлого года Дзакхиев в СИЗО подвергался сильному моральному и физическому давлению. Поскольку никаких реальных доказательств вины Дзакхиева нет и не было, следователи якобы требовали от него признания. Для этого к нему в камеру подсадили трех человек, которые избивали его и хотели изнасиловать. Пытаясь этого избежать, Дзакхиев от отчаяния в конце мая дважды резал себе вены, что подтверждается справками из тюремной больницы.
Примерно в то же время следователи вышли на его адвоката Магомеда Разакова и дали понять, что издевательства над его клиентом могут прекратиться, но за это нужно заплатить. По словам Амхадовой, видя, в каком состоянии находится его подзащитный, и понимая, что до суда он может и не дожить, Разаков согласился нарушить закон и передать деньги.
По словам Амхадовой, уже после этого следователи придумали версию, что деньги якобы предназначались за прекращение уголовного преследования Дзакхиева. Она также не исключает, что против Дзакхиева была устроена провокация, чтобы в деле по "Невскому экспрессу" появились хотя бы косвенные доказательства его возможной причастности к теракту - мол, раз откупается, значит, виновен. При этом она отметила, что в уголовном деле о покушении на дачу взятки даже не указана фамилия следователя, которому якобы предназначались деньги. Сегодня процесс продолжится допросом оперативника, который непосредственно получил деньги от Разакова и должен был передать их неназванному следователю.
Вместе с тем выступивший вчера в качестве свидетеля следователь по особо важным делам Главного следственного управления СКП РФ Николай Ущиповский, руководивший в 2007-2008 годах следственной бригадой по делу "Невского экспресса", заявил, что на обвиняемого Дзакхиева никакого давления со стороны следствия не оказывалось. Таким образом, он опроверг слова самого Дзакхиева, а также второго обвиняемого в подготовке теракта Макшарипа Хидриева, которые 16 июня на предварительных слушаниях по основному делу "Невского экспресса" в телеинтервью заявили, что в ходе следствия сотрудники СКП издевались над ними и оказывали физическое давление.
Напомним, первое заседание по самому делу о взрыве "Невского экспресса" состоится в Новгородском областном суде 30 июня. Напомним, что обвинение сумело добиться того, чтобы дело рассматривала не коллегия присяжных, на чем настаивали подсудимые, а профессиональные судьи.