Коммерсантъ

Заключенный колонии ЯГ 14/10 города Краснокаменска Читинской области Михаил Ходорковский уже распределен в отряд, так как у него закончился карантин. "Авторитеты" колонии записали бывшего олигарха в "мужики", которые должны работать. Но работы на зоне никакой нет. "Пацаны считают, что человеческое в нем есть", - сказали блатные с зоны о новом сидельце Ходорковском газете "Коммерсант".

То, что в эту колонию скоро прибудет некий VIP-заключенный, в Краснокаменске заподозрили еще полтора месяца назад. Однако никто, включая персонал спецучреждения, не знал, кто именно и когда приедет.

"Примерно в начале сентября к нам зачастили серьезные люди из Читы, Новосибирска и Москвы, - рассказали в местной гостинице "Центральная", единственной в городе, где в номерах кладут мыло и туалетную бумагу. - Все эти люди носили погоны не ниже полковничьих и предъявляли на стойке регистрации удостоверения различных силовых ведомств - прокуратуры, Минюста, ФСБ. Поскольку наши постояльцы все время ездили в десятую колонию, вскоре стало ясно, что там будут какие-то перемены".

- Как везли Ходорковского из Москвы в Краснокаменск
- Очевидцы о первых днях Ходорковского в колонии
- Как охраняется колония Краснокаменска
- "Авторитеты" о Ходорковском: "Человеческое в нем есть"
- В колонии Ходорковского обяжут ежедневно мыть полы или убирать мусор
- Мать Ходорковского: власть боится моего сына, потому что видит в нем лидера
- Краснокаменск, один из лучших городов России, превращается в туристическую мекку
- Адвокаты Ходорковского не уверены, что им позволят встретиться с их клиентом в колонии

Зачем именно полковники приезжали в Краснокаменск, объяснили уже в самой колонии. "У нас целый месяц шла тотальная проверка, - рассказал один из оперативников колонии. - Они ознакомились с личными делами всех, кто сидит и кто охраняет. Проверили работу караульной и хозяйственной служб. В итоге, видимо, остались довольны и сообщили нам, ждите, мол, "гостя". На вопрос какого, официального ответа не последовало, но уже перед самым отъездом проверяющих один из них проговорился: Лебедева. После этого вся колония, а вместе с ней и весь город стали ждать, что к ним привезут отбывать срок Платона Лебедева".

Как рассказал источник газеты, откровенность генерала была не более чем оперативной игрой. Сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) таким образом якобы специально путали карты тем, кто теоретически мог задумать против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева что-то недоброе во время этапа.

Как везли Ходорковского из Москвы в Краснокаменск

Как именно везли бывшего главу ЮКОСа, до сих пор непонятно. По официальной версии руководства ФСИН, для бывшего олигарха в дороге не делалось никаких исключений. Иначе говоря, в Москве вместе с другими арестантами он сел в специальный тюремный вагон, который до сих пор называют "столыпиным", и поехал на восток через всю страну с обязательными остановками во Владимирском, Екатеринбургском и других централах, пишет издание.

По так называемой Маньчжурской железнодорожной ветке, идущей от Читы на юг в сторону Китая ходит единственный "столыпин", объяснили сотрудники охраняющего эту магистраль ЛОВД. "Этот вагон всегда идет первым за локомотивом, - рассказал один из офицеров отдела, - а прицепляют его к пассажирскому поезду N601 или 602 Чита-Приаргунск, на котором привозят всех зэков в Краснокаменскую колонию. 601-й ходит каждый день, но этапы на нем прибывают только 4 раза в месяц. 18 октября поезд приходил на станцию Краснокаменск без спецвагона.

"Столыпин" мы разгружали накануне. Таким образом, учитывая, что от железнодорожной станции до ворот колонии ровно 5-10 минут езды на автозаке, заехать в зону через сутки после прибытия с этапа на станцию Михаил Ходорковский никак не мог. Теоретически его, конечно, могли привезти и железнодорожным спецэтапом (так называют перевозку зэков в сопровождении трех охранников в отдельном купе обычного пассажирского вагона). Но спецэтапов на нашей ветке вообще давно уже не было", - рассказали сотрудники ЛОВД.

По данным, полученным из читинского управления ФСИН, на железнодорожном вокзале Читы бывшего олигарха могли пересадить в уазик и везли его в колонию уже по автомобильной дороге.

Очевидцы о первых днях Ходорковского в колонии

На содержание одного заключенного колонии ЯГ-14/10 в городе Краснокаменске в Читинской области, где находится Ходорковский, выделяется 65 рублей 44 копейки в сутки. Из этой суммы 35 рублей 91 копейка уходит на питание, сообщил "Интерфаксу" начальник информационно-аналитического отдела областного управления ФСИН Юрий Якушевский.

"Обедают все осужденные в одной столовой. Они сами готовят еду и моют посуду. Хлеб выпекается также силами заключенных. На сегодняшний день в рационе у заключенных крупы, хлеб, мясо. Рыбы пока нет, но партию морепродуктов в колонии ожидают в ближайшее время", - уточнил Якушевский.

Распорядок дня в колонии общего режима напоминает армейский, отметил Якушевский. Подъем в 6 часов, отбой - в 22 часа. Два часа в сутки заключенным можно смотреть телевизор, который есть в каждом из 12 отрядов. Живут осужденные в общежитии. В помещении установлены двухъярусные кровати.

Ежегодно заключенных проверяют на наличие туберкулеза. С начала года в колонии общего режима в Краснокаменске выявлено 5 больных. В 2005 году умерли от заболеваний внутренних органов два человека.

О том, как Михаил Ходорковский провел первые дни своего заключения, рассказала заведующая краснокаменским филиалом Читинской областной коллегии адвокатов Наталья Терехова, взявшаяся оказать арестанту необходимую в подобных случаях юридическую помощь. По данным Тереховой, навещавшей заключенного Ходорковского в минувшие среду и четверг, вся ее помощь, по сути, свелась к консультации. Во всяком случае, никаких жалоб от клиента не поступило.

"Приходя к человеку, содержащемуся в колонии, адвокат, как врач, первым делом задает вопрос: "Вас что-либо беспокоит?" - сообщила защитник. - Так же поступила и я. Оба раза Михаил Борисович отвечал, что проблем никаких нет. Мне тоже показалось, что он в нормальном физическом и душевном состоянии. Он понимает, где находится и почему находится именно в этом месте".

По словам Тереховой, встречу с адвокатом заключенный Ходорковский попросил лишь для того, чтобы, во-первых, дать знать о своем местонахождении в Москву, а во-вторых, чтобы получше разобраться со всеми правилами в зоне. "Михаила Борисовича, как человека эрудированного, интересовало, например, как часто он может получать газеты и журналы и в каком количестве. Мы договорились, что с этим проблем не будет. Он уже получил почтовый каталог и сейчас составляет список тех СМИ, на которые хотел бы подписаться. В подписке, которую он хотел бы оформить, фигурирует пока около ста наименований", - сообщила адвокат.

"Он будет проживать в общежитии вместе с другими осужденными, условия у него не отличаются от других осужденных - не лучше и не хуже", - отметила адвокат Наталья Терехова.

Она уточнила, что у экс-главы ЮКОСа будут "обычные условия" проживания. "В колонии имеются еще "облегченные" и "строгие" условия, но "облегченные" предусмотрены для тех, кто без замечаний провел в колонии полгода", - отметила адвокат.

Что касается предполагаемого приезда из Москвы в Краснокаменск адвокатов, защищавших Ходорковского во время процесса, Наталья Терехова сообщила "Интерфаксу", что, по ее данным, Генрих Падва приехать не сможет, а приезд других адвокатов ожидается во вторник.

Кроме того, по данным Тереховой, Ходорковского интересовала финансовая сторона его жизни - как часто и в каком объеме он сможет пользоваться своим денежным счетом. Возможное трудоустройство бывшего олигарха пока не обсуждалось.

Между тем с этим у Ходорковского, скорее всего, возникнут проблемы. Дело в том, что труд в ЯГ 14/10 является не принудительным, как в других зонах, а скорее почетным правом, которое предоставляется только расконвойникам-поселенцам и немногим арестантам в качестве премии за хорошее поведение. Несмотря на то, что платят заключенным совсем мало, большинство из них, не считая, конечно, "блатных", рвется на работу. Иначе совсем загнешься от скуки, пишет издание.

"Платят, конечно, гроши, - рассказал бывший заключенный этой колонии, не теряющий связи с колонией. - Под конец срока после всех вычетов выходило тысячи полторы, но все равно человеку хватало, чтобы угостить местную шпану, встречающую всех без исключения выходящих зэков. Сейчас же все выходят вообще голые. Не то, что выпить, на железнодорожный билет до Читы денег не хватает. Идут они, горемыки, на станцию и просят: "Пустите так". Проводники их не сажают. Чтобы эти люди не оседали в городе, местный собес покупает им билеты из своих средств, лишь бы только уехали".

Дело в том, что на городских предприятиях зэки из "десятки" больше не работают. На уранодобывающем комбинате их и не было никогда. А руководство соседнего завода железобетонных изделий в последнее время предпочитает использовать труд расконвойников, которых здесь собралось немало. То же производство, которое было внутри самой зоны, закрылось. Не работает, например, столярный цех. На последнем издыхании большой и малый свинарники. От крупной погрузочно-разгрузочной площадки и ремдвора, на которых зэки перегружали арматуру, а иногда и сваривали из нее какие-то конструкции, осталось только три ржавых крана. Арестанты иногда залезают на них, но исключительно для того, чтобы успеть, пока не сгонит охрана, взглянуть на Краснокаменск, расположенный всего в двух километрах. Оставалась еще "швейка" - швейный цех, но недавно закрыли и его. Трехэтажное, самое высокое в колонии здание "швейки" сейчас переоборудуют в следственный изолятор. Правда, и это делают строители из вольных. Трудолюбивым зэкам достается лишь иногда убирать за ними мусор или подметать двор, пишет газета.

В колонии Ходорковского обяжут ежедневно мыть полы или убирать мусор

В колонии Михаил Ходорковский должен будет по два часа каждый день мыть пол, убирать мусор либо участвовать в других работах по уборке территории и благоустройству колонии, сообщил в понедельник РИА "Новости" заместитель начальника штаба УФСИН по Читинской области Юрий Якушевский.

Он подчеркнул, что обязанность осужденных ежедневно выполнять в колонии двухчасовую работу предусмотрена уголовно-исполнительным законодательством. "Эта обязанность распространяется на всех осужденных, Ходорковский не является исключением", - сказал Якушевский.

"Осужденные могут отказаться от предложенной работы на производстве, за которую платятся деньги. Отказаться от двухчасовой ежедневной отработки они не имеют права, это будет расценено как нарушение режима", - отметил он.

По словам Якушевского, отказ от обязательной двухчасовой отработки, может привести к ужесточению условий содержаний. Это также может сказаться в будущем при рассмотрении вопроса о возможности условно-досрочного освобождения, пояснил замначальника штаба УФСИН.

"Авторитеты" о Ходорковском: "Человеческое в нем есть"

Наиболее полную информацию об именитом арестанте удалось получить от "авторитетов", курирующих ЯГ 14/10. Эти двое мужчин, по понятным причинам попросившие не называть их имен и не расшифровывать тонкостей патронажа, осуществляемого ими над колонией, заверили, что "у Ходора там все путем". Во всяком случае, пока.

"Карантин с ним был небольшой, человек двадцать, - объяснили "авторитеты". - Насколько нам известно, после всяческих пробивок и прозвонов почти все с этого этапа зайдут на зону "мужиками". То есть "блатных" там не оказалось. Но и таких, которые согласились "там подсдать и здесь подслить" товарищей, тоже не нашлось. А олигарх - это не "косяк". В зоне главное - оставаться человеком, и все будет хорошо", - сообщили "авторитеты".

Поскольку за судьбой "мужицкого" этапа "авторитеты", по их словам, пристально не следили, они по просьбе корреспондента "Коммерсанта" решили немедленно восполнить это упущение. Связаться напрямую со смотрящим зоны им не удалось. Но зато сразу ответил один из его заместителей. "Привет, братишка, я хотел спросить за Ходора. Ты в курсе?" - спросил один из "авторитетов", представившись и строго соблюдя весь необходимый ритуал приветствия. "Все нормально у него,- послышалось в ответ.- Завтра вроде выходит из карантина в восьмой отряд. На карантине, парни говорят, разговаривал хорошо с людьми, вел себя нормально. Пацаны считают, что человеческое в нем есть. Но это пока предварительно. Когда в лагерь зайдет, тогда и посмотрим".

Как охраняется колония Краснокаменска

Узнать что-либо о судьбе именитого арестанта из официальных источников в колонии ЯГ 14/10 не удалось. Однако с дозволенного расстояния в 25 метрах от забора колонии удалось убедиться, что заключенный Ходорковский под надежной охраной. Он отгорожен от внешнего мира как минимум пятью заборами: из обычной колючей проволоки, колючей проволоки с острыми режущими кромками и колючей проволоки-путанки. Кроме того, присутствует заграждение из сетки-рабицы и железобетонный барьер, по верху которого натянуты провода под напряжением 380 вольт. Между этими конструкциями располагается контрольно-следовая песчаная полоса и бегают кавказские овчарки, будки которых расположены через каждые 50 метров. Разумеется, по углам периметра установлены вышки, на которых сидят вооруженные часовые.

Как утверждают местные жители, солдаты не задумываясь открывают огонь в воздух, когда кто-то, например "перебросчик" (желающий перебросить что-нибудь на зону), вызывает у них подозрение. Здесь, опять же по слухам, бывали и такие случаи, когда серьезные люди из вольных уезжали домой на джипах с продырявленными пулями багажниками или капотами. Естественно, и запрещенные "дачки" (передачки) им приходится везти обратно. В принципиальности сотрудников этой колонии журналистам "Коммерсанта" пришлось убедиться лично.

"Пока мы ходили вокруг зоны, нас никто не трогал. Но как только фотокорреспондент достал камеру и попытался сделать снимок, где-то рядом клацнул автоматный затвор и послышалась короткая команда: "Стоять!" Еще через несколько минут мы были вежливо, без мата и мордобоя, но под самым настоящим спецконвоем из трех автоматчиков доставлены в дежурку колонии, куда вскоре приехал и патруль Краснокаменского горотдела милиции, вызванный охранниками. Милиционеры привезли нас в отдел, проверили документы и отпустили, не найдя в наших действиях состава преступления. Ведь в зону мы не лезли, а можно ли ее фотографировать снаружи, ни в одном законе не сказано", - рассказал журналист газеты.

Также вечером в минувшую пятницу охраной колонии общего режима ЯГ-14/10 был задержан собственный корреспондент этой газеты в Краснокаменске Виктор Дерешов за то, что фотографировал режимный объект с близкого расстояния. Согласно принятым правилам, вести фотосъемку колонии с близкого расстояния запрещено, сообщили в понедельник в редакции областной газеты "Забайкальский рабочий".

Сотрудники охраны колонии заставили журналиста написать объяснительную, после чего передали его в руки работников правоохранительных органов. Из милиции Дерешова сразу же отпустили. Теперь журналисту грозит административное наказание. Решение о нем будет принято на заседании комиссии городской администрации, дата которого пока не назначена.

Адвокаты Ходорковского не уверены, что им позволят встретиться с их клиентом в колонии

Выезд адвокатов Михаила Ходорковского в колонию к их подзащитному не гарантирует встречи с ним, заявила в эфире радиостанции "Эхо Москвы" адвокат Ходорковского Карина Москаленко. По словам адвоката, ее "коллеги должны были выехать" к Ходорковскому, но они ей "еще не звонили".

"Если бы он отбывал наказание в Чите, но от Читы еще долго ехать и как неизвестно, - отметила Москаленко. И такая сложность поездки объясняет многое: раньше я не всем могла доказать, что все происходит с Михаилом Ходорковским натуральная расправа, а теперь доказательством этого является и эта мера, предпринятая властями".

Кроме того, по ее словам, "никто не гарантирует, что, пролетев 6 тысяч километров и проехав 7-8 часов на машине или на поезде", адвокаты получат свидание со своим подзащитным.

"Обычно встречи происходят так: вы приезжаете в то учреждение, где человек отбывает наказание, и руководство этого учреждения дает или не дает разрешение на свидание, и за 29 лет работы у меня не было случая, чтобы свидание не разрешили, - рассказала Москаленко. Но мы готовы к тому, что начальника не будет, а другие не захотят принимать решение, нас ничто не удивит, хотя мы надеемся все-таки добиться встречи".

По ее словам, несмотря на все трудности, "никто из команды адвокатов не оставит Михаила Борисовича". "Мы обязательно будем к нему ездить, и я думаю, что, разведав путь, это надо организовать на постоянной основе", - заметила адвокат.

Москаленко добавила, что она намерена следующей поехать к Ходорковскому. "Я занимаюсь его делом в Европейском суде, мы готовим большую окончательную жалобу и ее обязательно надо согласовать с Михаилом Борисовичем", - пояснила она.

Мать Ходорковского: власть боится моего сына, потому что видит в нем лидера

Мать российского магната Михаила Ходорковского в субботу сказала, что власти, отправившие ее сына на 8 лет в сибирскую исправительную колонию близ китайской границы, руководствовались страхом перед его растущим влиянием.

Марина Ходорковская собирает чемоданы, чтобы отправиться на тысячи километров на восток, чтобы навестить сына в тюрьме, которая, по словам адвокатов, может быть заражена радиацией из расположенного неподалеку уранового рудника, пишет The Washington Post (перевод на сайте Inopressa.ru).

"По моим ощущениям, наверное, власти знают за собой много грехов, поэтому они безумно боятся потерять власть, и, возможно, в нем они увидели будущего лидера", сказала Марина Ходорковская в интервью AP, которое она дала в подмосковном интернате, основанном ее сыном 11 лет назад.

Ходорковская говорит, что она поедет к сыну после того, как сначала его навестит жена Инна вместе с его адвокатами. Обе женщины обдумывают возможность поселиться неподалеку от колонии. "Если нам разрешат видеться с ним и передавать ему передачи только 6 раз в году, тогда нет смысла там жить, говорит Марина Ходорковская, седоволосая женщина с мягким голосом, одетая в скромный брючный костюм. Но если, живя там, мы сможем как-то облегчить его существование, если мы сможем приносить ему еду, то мы будем жить там по очереди".

Кроме старшего сына от предыдущего брака, у Ходорковского и его жены есть 14-летняя дочь Настя и два 6-летних сына-близнеца. "Мальчики еще маленькие, они мало что понимают, но Настя очень страдает, потому что ей уже 14, для нее все это очень тяжело", говорит Марина Ходорковская о своих внуках.