Уровень коррупции в России зашкаливает, однако выявляемость таких преступлений пока невысока: до суда доходят в основном несложные дела, а уж случаи привлечения к ответственности высокопоставленных коррупционеров, в том числе из правоохранительных органов, и вовсе наперечет. К такому выводу пришли участники прошедшего в Генпрокуратуре координационного совещания руководителей правоохранительных органов по вопросам усиления борьбы с коррупцией, сообщает "Интерфакс".
По данным главы МВД РФ Рашида Нургалиева, в некоторых регионах России в коррупционные отношения вовлечены две трети предпринимателей, "а организованные преступные группы тратят на подкупы более половины всех своих преступных доходов", сообщает ИТАР-ТАСС.
- Главное оружие в борьбе с коррупцией: стимулирование честных и конфискация награбленного
- К борьбе с коррупцией подключат внешнюю разведку
- Нургалиев "все чаще" сажает высокопоставленных коррупционеров - Нарышкину мало
- Степашин: конфискация имущества - один из самых эффективных методов борьбы с коррупционерами
- Мздоимство в России: взятки дает каждый третий россиянин и каждый второй москвич
- Россияне считают коррупцию в стране очень высокой и не видят реальных успехов властей в борьбе с ней
- В Совете Федерации поддерживают антикоррупционные меры, но предлагают социально защитить чиновников
По данным парламентской комиссии, ущерб экономике (от коррупции) достигает 40 млрд рублей в год, а, согласно заключениям некоторых экспертов, до 20 млрд долларов в год, сказал министр.
Он привел и социологические данные: с фактами вымогательства денег госслужащими сталкивались более 20% россиян. При этом граждане воспринимают коррупцию не как зло, а как нормальные условия жизни.
"С принятием плана противодействия коррупции фактически ей объявлена война по всем направлениям - и на законодательном, и правоприменительном. При этом во главу угла поставлено не ужесточение наказания, а создание обстановки нетерпимости в обществе к фактам коррупции", - сказал Нургалиев.
Нургалиев предупредил, что "предстоит выполнить небывалый объем работы" и "трудно ожидать, что уже через 1-2 года она принесет ощутимые результаты".
По его мнению "процесс очищения" займет не один десяток лет.
Однако, по ближайшим планам, уже в конце текущего месяца в Госдуму планируется внести пакет антикоррупционных законов. Об этом напомнил глава администрации президента Сергей Нарышкин. Он также отметил, что для начала этот пакет будет рассмотрен и одобрен на заседании совета, назначенном на 30 сентября.
Один из основных документов в пакете - это закон о противодействии коррупции, который определяет основы государственной политики в этой сфере, дает определение коррупции и коррупционных преступлений, сообщил Нарышкин.
"Законодательные изменения направлены не только на усиление ответственности за совершенные преступления, но и на предотвращение коррупционных правонарушений", - подчеркнул он.
По словам главы администрации президента, большое внимание в пакете уделяется также экспертизе нормативных актов: "Необходимо тщательно анализировать законодательные и нормативные акты на предмет их антикоррупционности, нужно это делать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях".
По словам Нарышкина, "борьба с коррупцией становится ключевым вопросом нашей жизни": коррупция тесно связана с такими преступлениями, как легализация незаконно нажитых доходов, наркопреступность и даже терроризм и "мы должны действовать решительно, без каких-либо проволочек".
"Необходима четкая координация всех правоохранительных органов и органов государственной власти", - подчеркнул Нарышкин.
Как заявил в свою очередь генпрокурор России Юрий Чайка, в последние два года работа правоохранительных органов в антикоррупционном направлении активизировалась, но "предпринимаемые меры нельзя признать адекватными". "Необходимо кардинальным образом перестраивать нашу работу и уходить от шаблонного восприятия этого явления", - подчеркнул он.
Главное оружие в борьбе с коррупцией: стимулирование честных и конфискация награбленного
Только запретительными мерами проблему коррупции кардинально не решить, уверен Сергей Нарышкин. Приоритетным методом борьбы он считает "конфискацию незаконно нажитого имущества.
"Оперативно-розыскные службы должны быть ориентированы на поиск имущества, добытого в результате коррупционных действий. Неотвратимость конфискации должна стать сдерживающим фактором для тех, кто использует служебное положение для незаконного личного обогащения", - заявил Нарышкин.
По его мнению, важно также стимулировать добросовестное исполнение обязанностей госслужащими, в том числе сотрудниками судебной и правоохранительной систем.
Нарышкин предложил рассмотреть вопрос о комплексной реформе системы оплаты труда сотрудников правоохранительных органов, повысив надбавки на особые условия службы, "в первую очередь тем, кто находится на переднем краю борьбы с преступностью, на кого непосредственно возложена оперативная и следственная работа".
В свою очередь, генпрокурор РФ Юрий Чайка предложил ввести специальный мониторинг за информационными и телекоммуникационными сетями.
"Необходимо предусмотреть в законе возможность проведения с санкции суда мониторинга информационных и телекоммуникационных сетей и систем, что позволит фиксировать, накапливать, исследовать и идентифицировать информацию, которая передается по этим каналам", - заявил он.
При этом в обязательном порядке должны быть "соблюдены в полном объеме конституционные права граждан", подчеркнул Чайка.
По его мнению, перечень оперативно-розыскных мероприятий не соответствует современным требованиям из-за несовершенства действующего законодательства. В частности из-за этого правоохранительные органы в борьбе с коррупцией зачастую ориентируются на количественные показатели.
К борьбе с коррупцией подключат внешнюю разведку
В качестве антикоррупционных мер, Генеральная прокуратура РФ намерена проверить использование госсобственности. Проверка будет производиться в первом полугодии будущего года, причем она будет производиться как в России, так и за рубежом, предупредил генпрокурор РФ Юрий Чайка.
"Мы должны наконец разобраться с собственностью России как на территории России, так и за рубежом. Нам необходимо разобраться, кто и как ее использует", - сказал он.
"Мы используем все возможности для отыскания за рубежом имущества, нажитого незаконным путем, даже если оно записано на других лиц", - подчеркнул генпрокурор. Он также обещал возвратить незаконно похищенное и незаконно приватизированное имущество законным владельцам.
По его словам, для работы по поиску незаконно нажитого имущества будут подключены возможности различных служб, в том числе Службы внешней разведки.
Нургалиев "все чаще" сажает высокопоставленных коррупционеров - Нарышкину мало
Сергей Нарышкин выразил озабоченность тем фактом, что сегодня в России до суда доходят в основном очевидные и несложные дела. При этом, по его словам, "случаи, когда удавалось привлечь к ответственности лиц, занимающих руководящие должности, в том числе в правоохранительных органах, и вовсе наперечет".
Однако статистика главы МВД России Рашида Нургалиева свидетельствует, что число высокопоставленных должностных лиц, ранее недоступных правосудию, растет. Кроме того, за 8 месяцев 2008 года число выявленных преступлений против госслужбы выросло на 7,7%, в том числе по фактам взяток - на 6,8%, а по факту взяток в крупном размере число выявленных преступлений увеличилось на 3,5%, сообщил Нургалиев.
При этом до лишения свободы доходит лишь в каждом 10-м случае, а остальные осужденные за коррупцию отделываются мягким наказанием, посетовал глава МВД.
По мнению Нургалиева, такая судебная практика явно не способствует борьбе с коррупцией.
В этом случае позиция главы МВД РФ явно расходится с мнением генерального прокурора. Напомним, не так давно Юрий Чайка констатировал переполненность российских тюрем и рекомендовал судам реже применять меру наказания в виде заключения под стражу к лицам, обвиняемым в преступлениях небольшой и средней тяжести.
В Совете Федерации поддерживают антикоррупционные меры, но предлагают социально защитить чиновников
В Совете Федерации готовы поддержать самые решительные меры, направленные на противодействие коррупции в России, но предлагают создать систему социальной защиты чиновника.
Как сказал "Интерфаксу" первый замглавы комитета поконституционному законодательству совета верхней палаты Валерий Федоров, "уровень коррупции в России угрожает национальной безопасностигосударства, и Совет Федерации готов поддержать самые решительные мерыглавы государства в рамках национального плана по борьбе с коррупцией".
По его словам, в верхней палате также поддерживают как эффективнуюмеру введение конфискации имущества чиновника-коррупционера. "Необходимо как можно скорее ввести в Уголовный кодекс конфискацию имущества, нажитого неправедным путем. Такая статья в Уголовном кодексеу нас была и то, что ее изъяли, - это большая глупость", - считаетсенатор.
Кроме этого, по его мнению, необходимо ввести качественнуюсистему отбора чиновников на государственные посты. Эта система должнараспространяться на судей, милицейских и прокурорских работников. "Отбордолжен происходить по профессиональным и моральным качествам. И приприеме на госслужбу нужно как можно шире использовать детектор лжи", -считает Федоров.
Он также выступил в поддержку предания огласке случаев "поимки коррупционеров за руку" и отсутствия послаблений для наказания замаравшихся чиновников, которые сейчас зачастую отделываются условным сроком.
Вместе с тем, по мнению сенатора, государство должно создать четкуюсистему социальной защиты чиновника. "Необходимо сделать так, чтобычиновник дорожил своим местом и понимал, что он потеряет гораздо большев случае своего увольнения, нежели в случае, если будет схвачен за руку,чтобы чиновнику было выгоднее работать честно, не нарушая законы", -подчеркнул Федоров.
Другой сенатор - Александр Починок - скептически относитсяк идее конфискации имущества. "Вся проблема в том, что у нашихчиновников нет ни имущества, ни доходов", - пояснил он агентству. По его мнению, необходимо принять законодательные меры подекларированию имущества на реальных владельцев.
"У нас даже налоги сфизических лиц самые богатые люди платят самые незначительные суммыдоходов. Это тоже почва для коррупции", - полагает Починок.По его мнению, также необходимо принять законодательные нормативныеакты, которые не позволят чиновникам принимать решения, от которых можетзависеть судьба отдельных компаний. "Это должно стать прерогативойгосударства, и именно государство должно принимать решения, касающиесяотрасли или промышленности", - подчеркнул сенатор.
Также, по его словам, необходимо минимизировать количествопроверяющих структур и чиновников, "так как любая проверка чиновника унас оборачивается поводом для взятки"."Кроме этого, должна быть законодательно закреплена норма обобязательном декларировании не только доходов, но и расходов чиновникови членов его семьи. Причем, декларироваться должны, в том числе, иподарки, которые они получают, все, вплоть до похода в ресторан", -подчеркнул Починок.
Кроме того, считает он, "все документы, которые не составляютналоговой или коммерческой тайны, должны вывешиваться в Интернете, чтобылюбой гражданин мог видеть прохождение этих документов". "Если чиновникнарушил сроки их рассмотрения, то тогда должны подключаться контрольныеорганы и выяснять, с чем это связано", - сказал Починок.
Со своей стороны, глава комиссии по регламенту верхней палатыНиколай Тулаев сказал "Интерфаксу", что "в борьбе с коррупциейнеобходимо использовать кнут и пряник". Кнут, по его словам,используется в случае нарушения действующего законодательства, а пряник- это система социальной защиты чиновников от муниципального дофедерального уровня.
"Каждый чиновник и члены его семьи должны не только декларироватьимущество, но и доказывать, что это имущество приобретено законнымспособом", - подчеркнул Тулаев. Вместе с тем, считает он, "общественное правосознание в большинстве своем терпимо относится к коррупции и уже смирилось с этим, как с чем-то неизбежным".
"Наши граждане сталкиваются с коррупцией, начиная с устройстваребенка в детский садик и кончая похоронами. И в обществе естьустойчивое представление о том, что разрубить этот узел невозможно", -сказал Тулаев. Задача власти, по его мнению, состоит в том, чтобыизменить эту ситуацию.