В алтайских СМИ опубликована версия крушения вертолета Ми-171 во время незаконной VIP-охоты с его борта в январе 2009 года с участием полпреда президента РФ в Госдуме Александра Косопкина. Согласно этой версии, Ми-171 мог разбиться из-за случайного выстрела на борту вертолета, после которого пуля попала в пилота. Прокуратура называет домыслами эти сведения.
Версия о том, что вертолет мог разбиться из-за случайного выстрела, высказана в публикациях в алтайской газете "Листок" и на одном из алтайских электронных сайтов со ссылкой на известного алтайского общественника Акая Кыныева.
Тот, ссылаясь на одного из членов комиссии, расследовавшей инцидент, утверждает, что "вертолет стал падать после выстрела, прозвучавшего в салоне (вертолета)". Общественник утверждает, что из карабина было произведено несколько выстрелов, один из которых якобы попал в пилота. По словам Кыныева, эта версия ему была известна давно, но он не решался говорить о ней до суда, отмечали СМИ.
Учредитель газеты "Листок" Сергей Михайлов рассказал РИА "Новости", что решил опубликовать статью с новой версией о катастрофе вертолета, поскольку ее автором является известный общественник. "Он (Акай Кыныев) известный общественный деятель. Мы полагаем его высказывания значимыми", - сказал Михайлов.
Он также считает "весьма вероятной" версию о случайном выстреле, поскольку, по его словам, он сам изучал фотографию разбившегося вертолета и обратил внимание на небольшое отверстие в его обшивке.
В то же время прокурор Кош-Агачского района республики Алтай Евгений Морозов, который поддерживает гособвинение на судебном процессе по делу о незаконной охоте на Алтае с борта вертолета Ми-171, который затем разбился в горах, утверждает, что впервые слышит данную версию.
"Есть материалы уголовного дела, в которых это обстоятельство никак не отражено. Никаких сведений об этом нет", - сказал прокурор РИА "Новости" в понедельник, комментируя заявления общественника, добавив, что данная версия не обсуждалась и на судебном следствии.
Следователи также не подтвердили версию о случайном выстреле, якобы попавшем в пилота. "В ходе следствия было установлено, что во время полета выстрелы с борта вертолета осуществлялись. Однако крушение произошло из-за ошибки пилота, допущенной при маневрировании вертолетом", - сказала помощник руководителя Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ Татьяна Шерстова.
Отметим, версия "пьяного дебоша" на борту вертолета во время незаконной охоты появилась в блогах и некоторых электронных СМИ со ссылкой на анонимные источники еще в 2010 году. Однако реального подтверждения этой информации от официальных лиц пока не последовало.
Вертолет Ми-171 (модификация Ми-8) с высокопоставленными чиновниками разбился в районе горы Черная на Алтае в январе 2009 года. В катастрофе погибли 7 человек. Четверо, включая тогдашнего заместителя главы правительства республики Алтай Анатолия Банных, получили травмы, но выжили. По данным следствия, некоторые из пассажиров разбившегося вертолета охотились на алтайских горных баранов.
13 апреля по громкому делу начался судебный процесс с участием одного из трех подсудимых, двое других обвиняемых на заседание не явились.
Дело о VIP-охоте на Алтае
Дело получило большой общественный резонанс, когда после крушения в интернете появились снимки обломков вертолета, среди которых видны алтайские горные бараны (их также называют архарами или аргали), занесенные в Красную книгу РФ и международную Красную книгу. Любая охота на них запрещена. Эти животные также являются священными и неприкосновенными для коренных алтайцев.
В августе 2009 года года дело было закрыто в связи со смертью возможных виновников. Однако экологи добились, чтобы было возбуждено дело по факту браконьерства.
В качестве обвиняемых по делу проходят трое из четырех выживших в авиакатастрофе - Банных, гендиректор компании "Инеко" Борис Белинский и заместитель директора института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов. Им предъявлено обвинение по части 2 статьи 258 УК РФ (незаконная охота), санкция которой предусматривает до двух лет лишения свободы. Четвертого выжившего в катастрофе - второго пилота воздушного судна - следствие не стало привлекать к ответственности.
Однако фигуранты этого громкого дела могут избежать вообще какого-либо реального срока: прокурор Кош-Агачского района республики Алтай Евгений Морозов попросил суд признать фигурантов дела виновными, приговорить каждого из них к 1 году лишения свободы, но освободить их от наказания за истечением срока давности. "Срок давности в данном случае составляет два года, он уже истек.Однако вина подсудимых, с нашей точки зрения, доказана", - заявил "Интерфаксу" Морозов.
Он отметил, что "охота велась с летящего вертолета, что уже незаконно". "Подсудимые заранее знали (о том, что вертолет заказывается для охоты), и еще в Москве были в курсе", - добавил Морозов. Он также попросил суд критически отнестись к показаниям подсудимых и их адвокатов, которые заявляют о своей невиновности. Прокурор расценил позицию обвиняемых как попытку избежать уголовной ответственности. Но при этом сам озвучил предложение, которое позволит им избежать тюрьмы со 100% вероятностью.
Также прокурор попросил суд оставить в полном объеме исковые требования охотоведов, которые требуют взыскать с подсудимых 900 тысяч рублей в счет компенсации ущерба животному миру за отстрел трех архаров, обнаруженных на месте авиакатастрофы. Приговор будет вынесен 18 мая, сообщили в суде.
Заместитель районного прокурора Сергей Пиндык заявил 13 апреля в суде, что полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, погибший в авиакатастрофе, перед крушением принимал участие в незаконной охоте на краснокнижных животных. За более чем два года с момента авиакатастрофы прокуратура впервые официально заявила, что полпред участвовал в нелегальной охоте.
В тот же день в суде также были оглашены показания главы республики Александра Бердникова, который проходит свидетелем по делу. Из показаний следует, что Бердников был в курсе полета с участием полпреда, но не знал, что участники полета будут охотиться на священных для алтайцев животных.
Защитники подсудимых считают, что трех выживших в авиакатастрофе, которые предстали перед судом, привлекли к ответственности только из-за того, что они были на борту вертолета, но следствие, по их мнению, не привело доказательств того, что именно их подзащитные стреляли в животных.